Через две недели в Южной Осетии пройдут президентские выборы. Большинство местных экспертов сходится во мнении, что срыв их маловероятен. Люди считают грядущее голосование шагом «в светлое будущее», да и власти агитируют народ придти на избирательные участки, чтобы проголосовать за того кандидата, который четко и ясно представит наиболее эффективную предвыборную программу. Справедливости ради стоит сказать, что выбор у избирателей действительно есть – за президентское кресло борются экс-председатель местного КГБ Леонид Тибилов, омбудсмен Давид Санакоев, посол Южной Осетии в Москве Дмитрий Медоев и лидер южноосетинских коммунистов Станислав Кочиев. Причем некоторые эксперты придерживаются мнения, что основная интрига голосования будет заключаться в том, что только Кочиев имеет в республике стабильный электорат, а у остальных кандидатов на президентский пост такового пока нет, что в какой-то степени уравнивает их шансы.
Проблемы с формированием электората, правда, могут возникнуть у Давида Санакоева. В преддверии «женского праздника» он выступил с жесткой критикой решения республиканских властей об упрощении режима пересечения российско-южноосетинской границы. Речь идет о пограничном, таможенном, миграционном и карантинном контроле. «В условиях признанности нашего суверенитета, в первую очередь, РФ, данный демарш (иначе это невозможно охарактеризовать) наносит урон международному имиджу республики. В то время, когда каждый государственный служащий в своей работе должен руководствоваться, в первую очередь, мыслью об укреплении суверенитета республики и дальнейшего ее признания международным сообществом, номинально первое лицо нашего государства в нарушение действующего законодательства в области охраны и режима государственной границы, таможенного и миграционного законодательства принимает решение об упразднении органов, осуществляющих обеспечение, государственной, общественной и экономической безопасности».
Не все поняли, что собственно возмутило кандидата в президенты. Его оппоненты даже язвительно заметили, что «в любом правовом государстве в круг первоочередных должностных обязанностей омбудсмена входит защита конституционных прав сограждан, в том числе права на свободу передвижения, на беспрепятственное общение с друзьями и родственниками, проживающими, зачастую не по своей воле (беженцы, вынужденные переселенцы), на территории дружественной страны. Другая обязанность омбудсмена – защита широкого спектра социально-экономических прав граждан на достойную жизнь. В условиях Южной Осетии, непризнания и блокады со стороны соседней Грузии, единственными надежными «каналами связи» с внешним миром остаются Транскам и Рокский тоннель. Снятие блок-поста в Верхнем Руке призвано облегчить и ускорить товарооборот по обе стороны границы, удешевит перевозки, а это, в конечном счете, ведет к дальнейшему росту деловой активности и жизненного уровня в республике».
Кандидат в президенты считает, что такие вопросы нужно решать уже после выборов, и хотя кроме Санакова необходимость решения об упрощении режима пересечения границы мало у кого вызвала сомнения, как предвыборный ход его заявление вполне может вызвать поддержку у тех, кто считает первоочередной задачей внешнеполитическое позиционирование Южной Осетии. Большинство же населения Южной Осетии сейчас волнуют другие проблемы – где жить, где работать и чем кормить детей. Многие понимают, что политическая нестабильность в республике вряд ли поможет решению этих проблем, а потому собираются придти на выборы.
«Никакого срыва выборов не должно быть. Все, что нужно было сделать для проведения выборов в спокойной обстановке, нами было сделано», — заявила глава ЦИК Белла Плиева в ходе круглого стола «Выборы президента Южной Осетии 25 марта — новый этап развития государственности республики» с участием кандидатов на президентский пост. Кандидаты заверили, что проведут избирательную кампанию достойно и пока свое слово держат, хотя и признают, что ситуация непростая. Дмитрий Медоев усматривает, по меньшей мере, две причины возникновения сложной предвыборной ситуации: «Во-первых, все помнят события прошлого года. Во-вторых, сложность заключается в том, что доверие к власти утрачено. Я призываю всех и каждого задуматься о том, кому в результате будет выгодна ситуация выборов с низкой явкой, кто заинтересован в постоянном пересмотре итогов. Вероятно, это те, кто всеми силами цепляется за власть. Важно не перейти ту тонкую грань, которая существует между конкуренцией и враждой. Народ устал от всего этого. Нам не занимать политической мудрости, твердости духа, и мы непременно найдем выход из этой ситуации».