Уже несколько месяцев французское правительство пытается ускорить перевод парижских бездомных в другие части страны в рамках плана по снижению нагрузки на столичные службы временного приюта. По официальным данным, каждую неделю от 50 до 150 человек отправляют в одно из десяти мест по всей Франции. И хотя власти отрицают, что это как-то связано с Олимпиадой, которую Париж примет летом 2024 года, некоторые неправительственные организации и эксперты полагают, что Игры являются одной из причин недавней активации этого плана переселения.
Столичные отели уже начали расторгать свои контракты с правительством на предоставление временного жилья в чрезвычайных ситуациях, чтобы освободить место для ожидаемого наплыва туристов, рассказал CNN Поль Алузи из Medecins Du Monde, неправительственной организации, которая работает с бездомными мигрантами.
По данным Федерации деятелей солидарности, объединяющей местные ассоциации и благотворительные организации, в 2022 году в регионе Иль-де-Франс, где расположен Париж, в отелях на ночь размещали около 50 тысяч бездомных. В этом году по меньшей мере пять тысяч этих коек стали недоступны. Префектура Парижа сообщила изданию, что фактическое количество потерянных мест для бездомных составляет около 2000, поскольку город нашел альтернативные решения для компенсации аннулированных номеров в отелях.
Но это далеко не главная проблема бездомного населения Франции. В Иль-де-Франсе у таких людей есть доступ к большему количеству благотворительных организаций, возможностям трудоустройства и личным связям, чем в других регионах. Недаром вокруг столицы собралось 100 тысяч бездомных из чуть более чем 200 тысяч, ночующих по всей стране. И город просто не может вместить всех.
Никаких гарантий
Эксперты отмечают, что сама по себе попытка снизить нагрузку на Иль-де-Франс за счет переселения бездомных в другие регионы, возможно, неплохая идея, но проблема в том, что и там им негде жить. Переселение бездомных является добровольным, но многие не понимают, что их ждет на новом месте, и рассчитывают на постоянное жилье. Однако им нигде не будет гарантирована крыша над головой.
В общей сложности, по данным CNN, с апреля за пределы Парижа были переселены 1800 бездомных (большинство из них мигранты). Одновременно по всей стране создано около десяти региональных временных приютов для приема вновь прибывших, каждый из которых может вместить до 50 человек, то есть в общей сложности всего 500. И то лишь на три недели.
Что произойдет после этого, неясно. Некоторым переселенцам помогают найти жилье и работу, но далеко не всем, и в среднем от 25 до 30% людей (а кое-где почти половина) снова оказываются на тротуарах и исчезают. Скорее всего, они возвращаются в Париж.
В любом случае таким путем власти не решают проблему, а просто перемещают ее, поскольку люди все равно остаются на улице. Правительство поспешило облегчить ситуацию в Париже и Иль-де-Франсе, не обеспечив наличия необходимых ресурсов в других местах, посетовала заместитель мэра Лиона Сандрин Рунель.
«Олимпиада — это повод направлять людей в регионы, не задумываясь и даже не проверяя возможности приема, которые там есть», — уточнила она.
Недостаточная проработка
Правильное распределение обязанностей по приему между регионами может позволить Франции предложить гораздо более гуманную и эффективную поддержку тысячам мигрантов, которые приезжают в страну каждый год. Но чтобы система работала, она должна хорошо финансироваться и хорошо управляться, указывают эксперты.
По данным правительства, в 2022 году Франция получила 155 773 заявления о предоставлении убежища. Министр внутренних дел Жеральд Дарманен заявил в ряде телеинтервью, что страна открыта для политических беженцев, но не рада мигрантам, которые прибывают нелегально и на родине не подвергаются преследованиям. По данным правительства, в 2022 году были депортированы около 20 тысяч нелегалов.
На днях президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Франция вносит свой вклад в помощь мигрантам, прибывающим на берега Европы, тратя среди прочего около двух миллиардов евро каждый год на временное жилье для бездомных, но просто «не может принять все страдания мира».