В день конца света каждый развлекается, как умеет. Одни закупаются минеральной водой оптом, другие арендуют частный бункер, а в американском штате Мичиган вообще решили не пускать детей в школы. Тем временем в России к этой страшной дате относятся гораздо спокойнее. Наш промышленный гигант, корпорация «Ростехнологии», даже отпраздновала 21 декабря свое 5-летие в московском арт-центре «Ветошный», где предстала перед партнерами и клиентами в обновленном виде – с лаконичным названием «Ростех» и новым логотипом. Мне довелось побывать на этом интересном событии, сейчас все подробно расскажу.
Корпорация предстала в буквальном смысле под новым брендом – на этой и на предыдущей фотографии вы можете видеть, как разработанный звездой британского дизайна Хейзл Макмиллан логотип нависает над зрительным залом. Этот символ означает и окно в мир, и четыре стороны света,и рамку фокуса – мне как человеку с фотоаппаратом такая концепция очень близка.
Пока гости собирались, им демонстрировали некоторые разработки многочисленных заводов «Ростеха». В частности, предприятия «Ижмаш» и «Циклон» представили вариант экипировки «Российский солдат будущего» с переносной базой для подключения радиоэлектронного оборудования и коммутаторами GPS/ ГЛОНАСС.
Мероприятие посетил Сергей Викторович Михеев –генеральный конструктор ОАО «Камов». Это его мы должны благодарить за красивейшие военные вертолеты Ка-50 «Черная акула»и ее двухместный вариант Ка-52 «Аллигатор». Таких людей нам надо беречь.
По центру –антикризисный менеджер корпорации «Ростех» Максим Кузюк. Известен, прежде всего, тем, что не побоялся инициировать техническое банкротство «Ижмаша», что помогло легендарному заводу разморозить счета и раздать долги. За 9 месяцев 2012 года выручка предприятия составила 2,9 млрд рублей, а гражданский экспорт вырос в 12 раз. После успешной работы Кузюка перекинули на руководство холдингом «Авиационное оборудование». Рядом с ним слева вы можете видеть Василия Бровко – это генеральный директор агентства «Апостол», которое, собственно, и провело ребрендинг для «Ростеха», но об этом я расскажу ниже
Михаил Погосян, глава дружественной «Ростеху» структуры – Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Еще в 2011 году на авиасалоне МАКС компании подписали соглашение о стратегическом партнерстве в сфере развития авиации. Они поставили себе целью к 2025 году занять 10% мирового рынка в гражданском самолетостроении и 12-15% - в военном.
Это детали для лайнеров «Боинг», собранные из сверхлегкого титана российской корпорации «ВСМПО-Ависма». Когда акционеры холдинга перессорились, и грянул мировой кризис, «Ростех» помог ему остаться на плаву и избежать увольнений. И если в 2009 году «ВСМПО-Ависма», несмотря на свое уникальное положение на мировом рынке, едва сводил концы с концами и имел чистую прибыль 173 млн рублей, то в 2012 году этот показатель составил 7,1 млрд рублей (в 40 раз больше).
Тина Канделаки – далеко не случайный человек на 5-летии «Ростеха». Она является соучредителем агентства «Апостол», которое провело для корпорации ребрендинг. На этой фотографии мы видим, как Тина общается с главным редактором LifeNews Ашотом Габреляновым, а за ними, в свою очередь, пристально наблюдает «Российский солдат будущего».
Гендиректор «Апостола» Василий Бровко 21 декабря лично руководил 5-летием «Ростеха», совмещенным с презентацией нового бренда и фирменного стиля корпорации.
И вот, наконец, появился виновник торжества, генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов. Буквально через 10 минут он объявит, что корпорация отныне называется по-другому.
Стоит сказать, что Чемезов начинал свой путь как главный человек в стране по военному экспорту – он руководил «Рособоронэкспортом». Можно сказать, благодаря ему и стала модной фраза о том, что третья статья доходов России после нефти и газа – это продажа оружия за рубежом. Он поднял этот показатель втрое.
Постепенно к Чемезову пришло понимание, что заводы не будут производить качественное оружие для продажи, поскольку многие из них так и не вышли из комы после провальных во всех отношениях 90-х. И тогда «Рособоронэкспорт» стал объединять под своей крышей все депрессивные предприятия, нуждавшиеся в срочной модернизации производства и финансовом оздоровлении.
Вскоре на базе этого военного костяка образовалась корпорация «Ростехнологии». Первые два года своего существования она посвятила аудиту доставшихся ей в наследство неблагополучных активов и массовой зачистке криминала в руководстве заводов.
Но вот свет гаснет свет, сейчас что-то произойдет.
Прямо на стенах нам показали видеоролики. Один был сделан в формате 3d, длился около 8 минут и рассказывал о сложном пути, который корпорация проделала за 5 лет. Другой был посвящен философии «Ростеха», которая описывается в формуле «партнер в развитии». Из него я узнал, что сегодня корпорация ассоциирует себя не только с оборонкой. Например, она же строит по всей стране медицинские центры, производит светодиодную и космическую технику, помогла стандарту передачи данных LTE прижиться на нашем рынке.
После показа роликов Сергей Чемезов сам вышел на трибуну.
Он объявил, что в день своего 5-летия «Ростехнологии» обретают новое имя – «Ростех», а также новый логотип и фирменный стиль. Чемезов отметил, что сильный бренд – это как универсальный язык, на котором корпорация теперь может разговаривать со всеми своими партнерами.
В виде цветной диаграммы собравшихся познакомили с финансовыми показателями «Ростеха» – выручка корпорации в 2012 году составила почти триллион рублей. Эта цифра просто не укладывается в голове.
Все свои многообразные предприятия «Ростех» объединяет по профилю – для вертолетчиков свой холдинг, для биоинженеров – свой. Холдинг «Швабе» (последняя строчка) раньше назывался «Оптические системы и технологии», но в октябре агентство «Апостол» тоже провело для него ребрендинг.
Ознакомил Чемезов своих гостей и со стратегией «Ростеха» на перспективу – планируется, что к 2020 году выручка корпорации станет еще более астрономической и перевалит за 2 трлн рублей (мне кажется, это уже похоже на ВВП какого-нибудь микрогосударства).
Что происходит с холдингами «Ростеха» в конце их эволюционного пути? Правильно, их выводят на мировой рынок. Ближайшие кандидаты на IPO – вот эти 5 компаний.
Тина Канделаки выглядела на презентации очень серьезной. Для ее агентства ребрендинг «Ростеха» – тоже своего рода поворотный момент.
Здесь можно рассмотреть логотип «Ростеха» в объеме. На экране за спиной Чемезова – названия иностранных партнеров, которые делятся с нашими заводами технологиями в обмен на акции. Daimler выпускает с КамАЗом грузовики и автобусы. Boeing открыл с ВСМПО совместное титановое предприятия на Урале. Renault-Nissan помогает АвтоВАЗу стать одним из крупнейших автоконцернов в мире.
Если все это время оборонка действительно была в фокусе интересов «Ростеха», то теперь он может себе позволить сконцентрироваться и на других сферах – на энергогенерирующем оборудовании, например.
А когда журналисты получили ответы на все вопросы, скучать им не пришлось.