Бизнес Расследования

«За деньги да»: как банки нарушают Закон «О рекламе»

0 15124

Мелкий шрифт, сокрытие условий кредита: самый штрафуемый банк России нарвался на неприятности.

Некорректное рекламное позиционирование, недостоверные сведения, неполная информация об услугах, в том числе о кредитных продуктах — в России на сегодняшний день нет банка, который получал бы от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) больше штрафов, чем «Альфа-банк».

Накануне стало известно, что ФАС возбудила дело в отношении «Альфа-банка» и Дарьи Зотеевой (Инстасамки) за совместный провокационный рекламный клип «Альфа-Самка», выпущенный в конце прошлого года.

Журналисты провели расследование и выяснили, что в отношении «Альфа-банка» за последний год возбуждено как минимум 28 дел в связи с нарушениями рекламного законодательства.

Скриншот из клипа «Альфа-Самка». © «Альфа-банк»

Такая маркетинговая стратегия «Альфа-банка», нацеленная на игнорирование требований законодательства ради ускоренного роста бизнеса, получила негативную оценку со стороны опрошенных «Ридусом» депутатов и общественников.

Вот небольшой список громких дел, возбуждённых в отношении «Альфа-банка» за последнее время.

В ноябре прошлого года Федеральная антимонопольная служба РФ возбудила дело о нарушении Закона «О рекламе» в отношении «Альфа-банка» в связи с тем, что рекламный ролик финансовой организации «умалчивал о существенных условиях предоставления одного из его продуктов и вводил потребителей в заблуждение».

ФАС не устроила размещённая в ролике информация о бесплатном обслуживании кредитной карты «Альфа-банка». Маленьким шрифтом указывалось, что речь идёт лишь о первом годе иипользования. Ещё одно дело возбуждено из-за нечитаемого шрифта с информацией об условиях кешбэка.

«Альфа-банк» был уличён в недостоверном отражении условий оказания кредитных и ипотечных продуктов. Финансовое учреждение оштрафовано за гордый лозунг о «лучшей в стране ставке», что не соответствовало действительности.

Только с апреля по июнь Центральный аппарат ФАС России возбудил четыре новых дела в отношении «Альфа-банка».

Один из примеров недобросовестной рекламы «Альфа-банка», за которую финансовое учреждение оштрафовано.

У «Альфа-банка» имеются десятки подобных дел на федеральном уровне. В отношении финансовой структуры за последний год региональными УФАС зафиксировано ещё 17 нарушений законодательства.

Судя по всему, банку выгоднее платить штрафы по 500 тысяч рублей, но не менять суть своей рекламной кампании. После замечаний ФАС некоторые рекламные сообщения на сайте банка меняются, но форматы размещения по остальным каналам остаются прежними. Это похоже на осознанную и целенаправленную политику по нарушению законодательства, поскольку выгода от агрессивной маркетинговой стратегии в конечном счёте заметно превышает расходы на выплату наложенных ФАС штрафов.

Кстати, именно этот банк ранее попал в скандал, связанный с привлечением в амбассадоры рэпера Моргенштерна*. «Альфа-банк» снял ролик «Клип за десять лямов» с его участием, в котором ФАС усмотрела признаки нарушения Закона «О рекламе».

Такое поведение банка раскритиковано в Государственной думе. Зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Олег Матвейчев в интервью «Ридусу» назвал стратегию «Альфа-банка» «безобразием».

С резкой инициативой выступил зампред IT-комитета Госдумы Андрей Свинцов.

«Если систематическое нарушение законодательства РФ является частью маркетинговой стратегии, то надо ставить вопрос о лишении полномочий таких руководителей — с запретом на виды деятельности», — отметил депутат в интервью «Ридусу».

«Я думаю, что лишение руководителя права занимать такую должность сроком на три года обернётся для банка колоссальным репутационным ущербом. Они будут более внимательно следить за своими маркетинговыми отделами», — продолжил Свинцов.

«Честно конкурировать никто не хочет. Все хотят по-быстрому нажить деньги, а лучше нажить и вывести за границу. Всё это нужно жёстко пресекать. Поэтому призываю всех предпринимателей, в частности банковскую сферу, не заниматься мошенничеством. Давая ложные обещания, они фактически занимаются мошенничеством. Скрывая за различными звёздочками и мелким шрифтом реальные условия, они вводят россиян в заблуждение», — заключил парламентарий.

Стоит отметить, что должностные лица «Альфа-банка» уже привлекались к ответственности за нарушение рекламного законодательства. В январе 2024 года Марийским УФАС вынесено решение о привлечении к ответственности начальника Управления маркетинга розничного бизнеса «Альфа-банка».

ФАС России. © fas.gov.ru

Примечательно, что «Альфа-банк» продолжает размещать запрещённую антимонопольным ведомством рекламу. К примеру, в конце минувшего года ФАС приняла решение о признании рекламного лозунга «Лучшая в стране ставка» ненадлежащим. Но финансовая организация продолжила использовать эту формулировку в рекламе на радио, в Сети и на экранах своих банкоматов, игнорируя законные последствия за повторное нарушение рекламного законодательства.

О необходимости наводить порядок в данной сфере давно говорят в экспертном сообществе. Представитель проекта «За права заёмщиков» от «Народного фронта» Александра Пожарская в беседе с «Ридусом» указала, что российские банки не соблюдают недавние поправки, внесённые в Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

«Согласно этим поправкам, банки обязаны и на сайтах, и в мобильных приложениях — везде, где они распространяют свою рекламную продукцию, указывать полную стоимость кредита, то есть сколько человек заплатит, взяв тот или иной кредит. Речь идёт о реальных процентных ставках, а не тех привлекательных и завлекательных цифрах, на которые, как правило, потребители и клюют. К сожалению, до сих пор банки предпочитают заплатить штрафы, а не исполнять этот закон», — подчеркнула Пожарская.

Она отметила необходимость сотрудничества финансовых организаций с потребителями.

«Пора бы уже финансовому рынку научиться не зарабатывать на потребителях, а работать с потребителями. Не навязывать ему какие-то дополнительные услуги, продукты, комиссии, штрафы и пени, а объяснить потребителю, что представляет собой конкретный продукт, чем он прекрасен и выгоден», — заключила собеседница «Ридуса».

В экспертном сообществе отмечают, что у ФАС есть эффективный инструмент борьбы с банками, запускающими недобросовестные рекламные кампании.

Политолог Владимир Киреев в интервью «Ридусу» напомнил, что прошлом году антимонопольное ведомство через суд заставило «Райффайзенбанк» показывать свою контррекламу в прайм-тайм на телевидении. И буквально недавно «Райффайзенбанк» действительно выпустил опровержение на РЕН ТВ.

Депутат Госдумы РФ Олег Матвейчев назвал стратегию «Альфа-банка» «безобразием». © Соцсети

«Банк выпустил рекламу своей карты со слоганом „Кешбэк на всё“, а детали и важные условия в ролике были размещены мелким шрифтом и демонстрировались слишком быстро. ФАС оштрафовала банк, а затем подала иск в Арбитражный суд Москвы. В итоге „Райффайзенбанк“ обязали в течение недели показывать контррекламу в эфире телеканала РЕН ТВ, в которой было указано, что антимонопольная служба признала рекламу дебетовой кешбэк-карты недостоверной. Подобным инструментом можно было бы воспользоваться и в случае „Альфа-банка“», — полагает Владимир Киреев.

Кроме того, за размещение недобросовестной рекламы несут ответственность и её распространители в виде радиостанций и телеканалов. По словам Киреева, в российском законодательстве прописана ответственность рекламораспространителей за информацию, которую они размещают на своих ресурсах.

«Ранее ФАС не интересовалась распространителями рекламы, однако в ближайшее время ситуация может измениться. Штрафы могут коснуться и их», — заключил эксперт.

В последнее время ФАС России активно взялась за расследование дел о нарушениях в сфере банковского сектора. Недавно возбуждено дело в отношении «Сбера». Ранее возбуждены дела в отношении банка «Открытие», выдано предупреждение «Т-Банку».

«Ридус» обратился за комментарием в «Альфа-банк». На текущий момент ответ не был получен.

______________

* Решением Минюста России от 6 мая 2022 года Алишер Тагирович Валеев (Моргенштерн) включён в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.