Политика

За инцидентом с задержанием датского сухогруза Ираном стоят саудиты

1 468

История недельной давности с задержанием иранскими ВМС американского сухогруза неожиданно получила продолжение. Теперь контейнеровоз Tigris будет выставлен на продажу за долги датской компании Maersk Line Shipping в $3,6 млн. перед иранской компанией Pars Oil Tala’eyeh Products. Как выяснилось, ещё в 2003 году компания-владелец судна не выполнила заказ по доставке иранских нефтепродуктов в ОАЭ и теперь принуждена Ираном к компенсации убытков в $10 млн. конфискацией судна. Сам сухогруз, начиная с 28 апреля, находится в иранском порту Бендер-Бахонар в Персидском заливе, ожидая исхода этой многолетней тяжбы.

Только неделю спустя Иран раскрыл истинные причины задержания судна. Они оказались тривиально просты — долги и многолетняя неустойка. А начиналось всё, как остросюжетный триллер с морским боем между Ираном и США, переросший затем в запутанный детектив. Сразу же после конвоирования сухогруза Maersk Tigris в территориальные воды Ирана начались нестыковки с исходной версией, изложенной эмиратским каналом Al Arabiya.

Расходятся версии об обстоятельствах задержания корабля. Первоначально сообщалось, что морская пограничная служба ИРИ принудила сухогруз войти в территориальные воды Ирана из международной акватории Ормузского пролива, открыв по нему предупредительный огонь. По данным иранского агентства Fars, корабль сам нарушил границы вод с ИРИ. Позднее тот же Fars опроверг эти данные, сообщив, что судно уже было арестовано в порту Бендер-Аббас, однако команда попыталась покинуть порт и уйти в Ормузский пролив, вынудив иранские власти задействовать ВМФ Корпуса стражей исламской революции, чтобы силой остановить его и эскортировать обратно в порт.

Далее корабль оказался не американским, так как шёл под флагом Маршалловых островов, равно как не оказалось на его борту и 34 заявленных граждан США. Сообщение катарского телеканала Al Jazeera об освобождении судна через три часа после ареста опроверг на следующий день представитель Пятого флота США в Персидском заливе.

Нагнетанию истерии в СМИ способствовало и то, что в первый день инцидента представителем арестованного судна выступил именно Пентагон. Датский МИД проявился только через сутки, как бы с оправданием заявив, что «усиленно работает» с инцидентом. В итоге датский сухогруз, взятый в лизинг у компании Rickmers Shipmanagement, и впрямь, стал казаться американским. Во всяком случае, флаг союзных США Маршалловых островов обязывал Пятый американский флот, базирующийся в Бахрейне, отреагировать на сигнал бедствия с сухогруза после того, как иранский морской патруль открыл по нему огонь.

В итоге Пентагон отправил в Ормузский пролив эсминец USS Farragut в сопровождении авиации, а сама эта история обросла большой политической подоплёкой, хотя сами Штаты и Тегеран с самого начала были предельно честны. Уже через 10 минут после сообщения Al Arabiya представители США сообщили телеканалу NBC, что у них нет сведений о том, что какое-либо американское судно конвоируется в порт Ирана. А главное то, что никакой конфронтации между кораблями Корпуса Стражей Исламской революции и американским флотом в Персидском заливе не было. Иран, в свою очередь, сразу же объяснил задержание сухогруза «неурегулированными финансовыми спорами с Управлением иранских портов». На следующий день глава иранского МИД Джавад Зариф ещё раз подчеркнул, что «инцидент не имеет отношения к политике».

Однако отрицать на тот момент связь инцидента с политикой уже было бессмысленно. С подачи Al Arabiya (ОАЭ) весь мир говорил о морском бое США с Ираном за американский сухогруз. Вот как изначально прозвучало это сообщение: «Военно-морские силы Ирана открывали огонь перед тем, как произвести задержание американского грузового судна. На борту задержанного судна находятся 34 гражданина США. В настоящее время его сопровождают в порт Бендер-Аббас, расположенный на юге Ирана».

Горячая новость первой ушла в мировой океан интернета, став топом, и все последующие попытки остудить её накал даже по свежим следам этой буйной фантазии успеха не принесли. Иран же затаил интригу, выставив США неспособным защитить безопасность морской торговли в Персидском заливе.

ОАЭ, как зачинщик этой вероломной комбинации, мог бы быть просто бенефициаром от полученной в 2003 году иранской поставки нефтепродуктов без оплаченного трансфера, если бы не выход его на первые позиции в бомбардировках Йемена. В этой связи сообщение Al Arabiya выглядит как месть саудитов США за его фактически нейтральную позицию в йеменском кризисе и попытка столкнуть США с Ираном. Накануне инцидента в Ормузском проливе Пентагон отвёл свою авианосную группу из территориальных вод Йемена после того, как флотилия из девяти иранских кораблей была вынуждена вернуться в Персидский залив.

Однако для самого Тегерана эффект от этого манёвра саудовской информационной войны оказался нулевым. Саудиты подставили Пентагон как раз в тот момент, когда два иранских эсминца вновь встали на рейд в Баб-эль-Мандебском проливе и предупредили американские корабли не приближаться к ним более чем на 5 миль.