В морских портах на восточном побережье США и на побережье Мексиканского залива массово забастовали докеры. Это может нанести ущерб глобальным цепочкам поставок и экономике, а американским потребителям угрожает дефицит популярных товаров и рост цен, если остановка работы продлится длительное время.
Рабочие портов от штата Мэн до Техаса объявили забастовку рано утром во вторник из-за разногласий по поводу заработной платы и автоматизации. Эта акция, которая, вероятно, будет иметь серьезные последствия для судов, перевозящих грузы стоимостью в миллиарды долларов, является первой, предпринятой Международной ассоциацией грузчиков (ILA) за последние почти полвека.
ILA, представляющая интересы около 45 тысяч портовых работников, выполнила свою угрозу провести забастовку в 14 крупных портах после того, как переговоры с Морским альянсом США (USMX), группой работодателей, были прерваны до истечения крайнего срока — 30 сентября.
«Если забастовка продлится еще пару дней, последствия будут довольно кратковременными. Если она затянется, это окажет каскадное воздействие на всю мировую экономику и может серьезно повлиять на глобальные цепочки поставок», — сказала CNBC управляющий директор по национальным промышленным исследованиям в Ньюмарке Лиза Денайт.
Но даже незначительный сбой в пару дней может иметь «действительно серьезные последствия для определенных отраслей», включая фармацевтику, автомобилестроение и обрабатывающую промышленность, добавила она.
Добавка к кризису
В этом году морские цепочки поставок уже сильно пострадали из-за конфликта в Красном море, продолжительной засухи, затронувшей Панамский канал, и обрушения моста в Балтиморе.
Учитывая, что более 40% всех «контейнерных грузов» поступают в США через порты на восточном побережье и побережье Мексиканского залива, «ставки не могут быть выше», отмечает главный аналитик платформы анализа ставок морских перевозок Xeneta Питер Сэнд. Он ожидает, что забастовка продлится неделю.
По словам эксперта, «костяшки домино» падают в несколько этапов. Сначала непосредственный эффект будет ощущаться на Востоке США и побережье Мексиканского залива. Он затронет суда, которые сейчас стоят в очередях за пределами портов: это означает, что их следующие рейсы в США с новыми товарами будут отложены.
«Мы столкнемся с перебоями, поскольку некоторые суда с опозданием покинут Европу и Средиземное море в конце октября — начале ноября», — сказал Санд.
Отправление судов из Азии будет отложено к концу декабря и началу января, то есть, по сути, на время следующего традиционного мини-пика контейнерных перевозок в преддверии китайского Нового года. Так что момент для забастовки выбран весьма удачно.
«Можно сказать, что это идеальный шторм, но это также действительно хорошая позиция на переговорах для тех, кто хочет провести забастовку», — указал Санд.
По его словам, забастовка американских потребителей вскоре может привести к нехватке скоропортящихся товаров или товаров с регулируемой температурой, таких как бананы и другие свежие фрукты.
«Меры предосторожности»
Датский судоходный гигант Maersk предупредил, что восстановление после недельного простоя может занять от четырех до шести недель, «при этом с каждым днем количество задержек увеличивается». Сбои, вероятно, приведут к задержкам в перевозке грузов, увеличению затрат и логистическим проблемам для компаний, работающих в портах Восточного побережья США и Персидского залива.
Но не все разделяют опасения по поводу широких экономических последствий забастовок в портах США. Экономист Capital Economics по Северной Америке Брэдли Сондерс считает, что у президента США Джо Байдена «не будет иного выбора», кроме как вмешаться и принять закон о возвращении к работе перед президентскими выборами в ноябре. Хотя сам Байден заявил, что не будет использовать трудовое законодательство в этих целях.
Принятый в 1947 году закон Тафта-Хартли дает президенту США право приостанавливать забастовку на 80 дней в случаях, когда «здоровье или безопасность нации» находятся под угрозой.
Сондерс также не исключает, что фирмы предпримут меры предосторожности на случай затяжной забастовки, поскольку частые потрясения в цепочках поставок в последние годы сделали производителей более восприимчивыми к рискам сокращения запасов.