Военные конфликты История

Забытый незабытый самый юный артиллерист и военный пенсионер

0 10680

Записывали на Пятом бастионе для СТВ сюжет про Колю Пищенко.

Если бы позавчера было 5 октября по старому календарю, то первая бомбардировка Севастополя союзной англо-французской эскадрой громыхнула бы с утра: сначала — почти три сотни вражеских пушек, стянутых на их батареи по суше, а к полудню — ещё 1300 вражеских корабельных орудий.

Шел 1854 год.

Русские артиллеристы, защищая Севастополь, сделали за этот день 20 тысяч ответных выстрелов. Орудийные расчёты сменились несколько раз.

Нахимов с раннего утра — на Пятом бастионе, Корнилов — сначала на Четвёртом, потом сюда, потом на Шестой, обратно на Четвёртый, потом на Третий, потом на Малахов: как определить направление главного удара?

Только-только удалось отправить в Харьков Айвазовского, который изо всех сил пытался писать прямо в окопах, буквально. Только его не хватало в тот день, когда сам Корнилов будет ранен и погибнет, поскольку пренебрёг советом двинуться к Малахову Госпитальной дорогой, он поедет вдоль траншей, и прямо перед его лошадью грянет ядро.

Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855»

Тимофей Пищенко, матрос из 37 флотского экипажа, с 10-летним Николкой как раз на Четвёртом бастионе: на Пятый, точнее, на редут Шварца, Коля попадёт уже после смерти отца.

С конца марта 1855-го, оставшись круглым сиротой, он наотрез отказывается уйти с позиций: «Где вы видели ребёнка?! Я не ребёнок, я — артиллерист!»

А свою батарею кегорновых мортир он обретёт уже после того самого июньского штурма, который на полотне Панорамы, когда Шварца ранят, и его сменит на посту командира Ханджогло.

До вражеских позиций 70, от силы 80 шагов.

Девять мортир — картечь во французские окопы, заряды от четверти до половины пуда.

К нему было приставят дядьку-матроса, но тот погибнет через пару дней, дальше — сам.

У парня окажется верный глаз, а ориентирами служат то сухой ствол, то вооон тот плетень…

Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855»

В самый последний день Севастопольской осады, когда французы вползут таки на Малахов, Коля вместе с боевыми товарищами отразит три атаки, и по мосту через рейд они уйдут — с Пятого бастиона, редута Шварца и люнета «заговорённого лейтенанта» Белкина — одними из последних среди защитников, покидающих Южную сторону.

Самый юный командир батареи в военной отечественной истории: причём не просто артиллерийских орудий, а предтечи миномётных (угол 60-80 градусов).

Самый молодой из награждённых Знаком отличия военного ордена — солдатским «Георгием».

Каждый месяц его военной службы в период обороны зачтётся за год, как и у всех защитников города, и потому после пяти лет обучения в школе для детей военнослужащих, находящихся в строю с малых лет, и четырёх лет службы в Гвардейском экипаже матросом второй статьи Николай Пищенко выйдет на пенсию в 22 года… и растворится в забвении.

Только бронзовая фигурка в оборонительной башне Малахова кургана, ставшей музеем. рисунок Тимма для «Русского художественного листка», да иллюстрация Маковского (младшего брата Константина Маковского) «Коля на мортирной батарее» к книге Клавдии Лукашевич напомнят о нём потомкам. И улочка на Корабельной: частные дома под черепицей-татаркой, придорожные пыльные абрикосы. И турист в троллейбусе, услышав название остановки, встрепенётся: «Коля Пищенко? Это пионер-герой? Почему не знаю?»

Больше интересных историй о Севастополе можно почитать на канале «Солоно. Стихи»