На фоне и без того сложной ситуации, в которой продолжает пребывать экономика РФ, подлить масла в огонь поспешил и Центробанк, выступивший с не самыми оптимистическими прогнозами в сентябрьском выпуске «Доклада о денежно-кредитной политике».
Конец стабильности
Если верить авторам документа, то нынешняя хрупкая стабилизация с нефтяными ценами, закрепившимися выше 50-долларовой отметки, и относительно стабильным курсом национальной валюты доживает последние месяцы. Ожидается, что новый этап ухудшения экономической ситуации начнется уже во втором квартале следующего, 2018 года.
По мнению специалистов ЦБ, ситуация, когда стоимость барреля устойчиво держится в районе 50 долларов, продлится лишь до конца первого квартала следующего года. Далее нефтяной рынок будет сдавать позиции под воздействием сразу нескольких взаимосвязанных факторов.
Факторы риска
Основной фактор со стороны предложения — усиление конкуренции на рынке энергоносителей, — говорится в базовом сценарии доклада. — Дальнейшее устойчивое расширение добычи на сланцевых месторождениях в США может создать конкуренцию для традиционных сортов нефти и оказать заметное понижательное давление на их цены. Усилить конкуренцию может также восстановление экспорта из Ливии и Нигерии после его длительного снижения в связи с военными конфликтами в этих странах. Важным фактором риска со стороны спроса является замедление роста потребления нефти в Китае, связанное с неопределенностью относительно динамики его экономики на прогнозном горизонте. Не исключено, что это будет способствовать формированию избыточного предложения на рынке нефти, поддерживая стимулы к дальнейшему сокращению запасов. Учитывая данные факторы, а также следуя консервативному подходу к оценке внешних условий на прогнозном горизонте, Банк России предполагает снижение цен на нефть до уровня около 40 долларов за баррель в течение II квартала 2018 г. и их сохранение на данном уровне на горизонте 2019—2020 гг. © Сергей Бобылев/ТАССГлавная опасность, связанная с прогнозируемым снижением нефтяных цен, по мнению экспертов ЦБ, выражается в значительном сокращении валютных поступлений федерального бюджета, что резко снизит возможности по закупке товаров и услуг за рубежом.
Учитывая высокую зависимость как экономики, так и потребительского сектора (включая закупки продовольствия и лекарств) от импорта, можно ожидать общего ухудшения экономической ситуации и снижения темпов экономического роста.
Ожидается, что из-за ухудшения внешних условий темпы роста российской экономики замедлятся с 2,5% во втором квартале 2017-го до 1—1,5% за весь 2019 год.
В 2019-м темп прироста ВВП, по прогнозам ЦБ, восстановится до уровня 1,5—2,0% в годовом выражении.
Рисковый сценарий
Эксперты ЦБ рассматривают также и рисковый сценарий, который описывает развитие ситуации в российской экономике в условиях заметного ухудшения внешнего фона. Основными факторами формирования внешних условий в данном сценарии будут существенное по масштабу снижение цен на нефть и ослабление глобального спроса.
В случае реализации рискового сценария, уже к середине 2018 года цена на нефть сложится на уровне около 25 долларов за баррель, что снизит положительный эффект от участия России в соглашении по ограничению добычи экспортерами нефти и ослабит их стимулы к дальнейшему продлению соглашения.
В переводе с официального на русский язык это означает, что участники соглашения плюнут на имеющиеся договоренности и бросятся наращивать добычу, пока этого не сделали их коллеги.
Это будет препятствовать восстановлению нефтяных цен, в результате чего они стабилизируются вблизи 25 долларов за баррель в среднесрочной перспективе, — сообщается в докладе. — Ухудшение внешних условий будет способствовать повышению премии за риск для России, а также будет сопровождаться давлением на рубль в сторону ослабления. В этих условиях возможно некоторое снижение интереса инвесторов к российским активам и увеличение отрицательного сальдо финансового счета по сравнению с базовым сценарием. © Оксана Викторова/Коллаж/RidusЦБ сгущает краски?
И все же, глядя на подобные прогнозы, не следует вдаваться в панику. Скорее, необходимо сделать «поправку» на их источник, так как ЦБ всегда имеет склонность к излишнему сгущению красок, исходя из вполне конкретных собственных интересов.
Подобные катастрофические прогнозы помогают нашему Центральному банку вести жесткую денежно-кредитную политику, — пояснил „Ридусу“ вице-президент „Золотого монетного дома“ Алексей Вязовский. — Ведь если нас ожидает 30%-е падение цен на нефть, а чистый приток в Россию валюты по текущему счету рухнет в 2,5 раза, то в результате таких событий курс рубля к доллару и евро тоже рухнет на 20—30% от текущих значений (во время паники и 50%-е падение не станет сюрпризом). И в такой ситуации о каком понижении процентных ставок можно вести речь? Сейчас ставки в России в два раза выше инфляции. Разумный подход регулятора — привести ставки в соответствие с динамикой цен.Но нужно ли это в данный момент Центробанку?
«Если попугать общественность катастрофой, то можно продолжать жесткую денежно-кредитную политику (ДКП), — развивает мысль Алексей Вязовский. — А что такое жесткая ДКП? Это стагнирующая промышленность, перманентный кризис в банковской сфере, слабое экономическое развитие».