Несмотря на активно декларируемый интерес к российско-китайским логистическим проектам в рамках нового «Шелкового пути», Китай готов открыть еще один трансконтинентальный коридор в обход России.
Опять мимо
Как заявила вчера на брифинге официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин, Китай поддерживает предложение Украины о создании еще одного трансконтинентального маршрута из Китая в Европу, проходящего через Азербайджан, Казахстан, Грузию и Украину в обход России. Этот маршрут будет создан в дополнение к уже существующему, проходящему через Казахстан, закавказские республики и Турцию. Первый поезд из Китая прошел по нему около месяца назад. «Что касается предложения украинской стороны и ряда других стран о прокладывании нового транспортного маршрута, Китай также его поддерживает», — заявила Хуа Чуньин журналистам.
Напомним, что 14 января Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали в Баку протокол об установлении льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Как сообщает ТАСС, 15 января Украина запустила первый экспериментальный рейс по маршруту Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан — Китай из Ильичевского морского порта. По планам Киева, движение будет осуществляться от станции Изов на границе Украины и Польши до станции Достык на границе Казахстана и Китая. Часть маршрута будет проходить на паромах, по Черному и Каспийскому морям. Таким образом, открывая уже второй трансконтинентальный маршрут, Китай в очередной раз игнорирует российский транспортный коридор, использование которого не раз обсуждалось в ходе российско-китайских переговоров. Более того, на сей раз в качестве партнера китайской стороной выбрана Украина, отношения которой с Россией дружественными никак не назовешь.
Дружить будем, но потом
Несмотря на то что Хуа Чуньин в ходе брифинга все-таки вспомнила о важном значении для развития Экономического пояса «Шелкового пути» уже существующих грузовых железнодорожных маршрутов «на базе Транссибирской магистрали», основная речь шла именно об украинском ходе.
По мнению экспертов, речь в данном случае не идет о прямом игнорировании Китаем России. «Китай никогда не определял один конкретный маршрут поставок своих товаров в страны Европы, — пояснил „Ридусу“ доктор исторических наук, профессор, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. — Он говорил как минимум о 3−4 путях, и один из них как раз и предполагался через Россию. Речь шла об использовании, прежде всего, Транссиба, но дело в том, что если сегодня его пропускная способность измеряется объемом около ста миллионов тонн в год, и ее планировалось увеличить на 75 млн тонн, то китайцам нужно в разы больше. Отсюда, собственно говоря, и ответ: пока что российская часть по китайским оценкам не готова. В то время как через Турцию, через Азербайджан и Грузию, по сути дела, пойдет не альтернативная дорога, а просто один из маршрутов. Договор о нем обсуждался еще в 2014 году. Китай как раз четко показывает, что для него все равны, главное дело в выгоде и готовности страны следовать китайским пожеланиям».
Вполне возможно, что это действительно так. Однако не совсем понятно, почему Транссибу Китай предпочел два новых маршрута, имеющих еще меньшую пропускную способность, чем эта действительно изрядно забитая магистраль. Более того, транспортировка грузов из Китая в Европу через территорию России не предполагает их перевалки на морской транспорт и обратно, а также прохождения границ транзитных государств, что существенно удешевляет и упрощает логистику. Выгода очевидна. Вместо этого Китай привлекает к проекту целый ряд «лишних» участников, таких, как Казахстан, Азербайджан, Грузия, Турция, а теперь еще и Украина.
Ничего личного, только бизнес
По мнению Алексея Маслова, в действиях Пекина нет политической подоплеки. «Речь идет о том, что Китай в том числе показывает всем, что у него нет каких-то приоритетных партнеров, — говорит эксперт. — Китай, очевидно, создает для себя целый ряд микросоюзов. Собственно говоря, если мы посмотрим, что произошло с дорогой Китай — Турция, то это, по сути, создание очередного союза, экономического альянса, который нужен не столько в противовес России, сколько для спасения китайской экономики, которая требует очень быстрых инфраструктурных изменений».
И все же, в чисто экономическую обоснованность действий Китая в рамках проектов в бывших советских республиках верится с трудом. Особенно, если речь идет об Украине. Напомним, что еще во времена президентства Януковича КНР рассматривала возможность инвестирования в тогда еще украинский Крым порядка $3 млрд. Речь в первую очередь шла об объектах сельскохозяйственной инфраструктуры, сельхозугодиях, портовом хозяйстве и туристическом бизнесе. С присоединением Крыма к России об этих проектах в Пекине забыли, похоже, что навсегда. При том, что инвестирование в саму Украину по-прежнему является одной из приоритетных программ китайской стороны. «Сейчас Китай эти вопросы в отношении Крыма не обсуждает, — говорит Алексей Маслов. — Более того, Пекин вообще воздерживается от обсуждения крымского вопроса. То есть Китай просто хочет отстраниться от этой проблемы. При этом он готов сотрудничать с Украиной, и уже сейчас обсуждается целый ряд сделок по инвестициям в Украину, а не в Крым. Прежде всего в сельхозпродукцию и в обработку земли. А Украина увеличила торговлю сельхозпродукцией с Китаем на 50% с марта 2014 года. При этом в марте этого года Пекин одобрил 15-миллиардный кредит на поддержание украинского рынка недвижимости и развитие самолетостроения на Украине. Китай покупает более 90% поставок зерновых культур. По сути, Украина становится „житницей Китая“».
Одним словом, Китай четко дает понять Москве, что ему нет дела до ее взаимоотношений с Киевом. Вместо этого он нарочито демонстрирует, что, несмотря на обширные планы российско-китайского сотрудничества, будет действовать в собственных сиюминутных интересах и налаживать отношения со всеми, кто для него представляет интерес на данный конкретный момент. Невзирая на непростые отношения последних с Россией.
Из всего этого можно сделать вывод, что рассматривать Китай в качестве стратегического партнера для России было бы, по меньшей мере, недальновидно. Пекин всегда ставил во главу угла собственные интересы и лишь потом интересы своих альянсов с различными партнерами.