Политика

Зачем Лукашенко нужны протесты внутри Белоруссии

2 967

Абсолютно нормальная ситуация, что в Белоруссии существует прозападная оппозиция, которая считает, что курс на евроинтеграцию является для их страны единственно правильным. Они, отстаивая этот курс, сопротивляются реализации проекта Союзного государства России и Белоруссии. 

В первую очередь, такие заявления необходимы белорусской оппозиции для обретения политической субъектности. Хотя один курс совсем не противоречит другому. 

Россия находится в рабочих торговых отношениях с Евросоюзом, реализует общие энергетические проекты, и готова к тому, чтобы ЕС отказался бы от антироссийских санкций. Москва готова сотрудничать с Евросоюзом. 

В этом можно увидеть политтехнологию белорусской оппозиции, когда Москву делают антиподом Европы, но это не так. Когда белорусские оппозиционеры обращаются к гражданам России, тот тут видна явная промашка. 

Во-первых, белорусские политические баталии не пользуются большим вниманием в России. Про Украину мы знаем, во многом с подачи официальных СМИ, очень много. Россия достаточно внимательно следит за украинской политикой еще со времен первой оранжевой революции 2004 года. Тот же сериал «Слуга народа» пользуется большим и скандальным спросом в России. А про белорусскую внутреннюю политику наши граждане ничего не знают. Для большинства россиян в соседней братской стране есть только Александр Лукашенко, и большинство наших сограждан не смогут назвать других белорусских политиков. 

Во-вторых, сама тема проходящей в последний год углубленной интеграции между Минском и Москвой не пользуется большим вниманием у россиян. К этой теме относятся как к данности. Её широко не обсуждают. Я бы не называл это безразличием. Скорее это говорит о том, что россияне, в общем, готовы к курсу на углубление интеграции Москвы и Минска, они не видят в этом больших проблем и политических рисков. А опросы показывают, что эта инициатива поддерживается большинством россиян, для которых между белорусами и русскими нет никакой разницы, кроме гражданства. 

Россияне готовы на самую глубокую интеграцию, вплоть до объединения наших стран. Все понимают, что при объединении настолько неравнозначных субъектов, происходит скорее поглощение одним субъектом другого. Например, при объединении стран россияне не заметят этого процесса, их жизнь от этого не изменится. А для белорусских граждан изменения будут более заметны, поэтому они более подробно обсуждают эти процессы, реагируют на них, митингуют. 

Белорусская оппозиция пытается запугать россиян тем, что Союзное государство приведет к изоляции России на международном уровне и закрепит за ней статус страны-агрессора. Этот страх можно назвать преувеличенным. Среди россиян не пользуется спросом тема возврата Крыма в обмен на отмену санкций. 

Нужно уже давно понять, что международные санкции нужны не для того, чтобы защищать чьи-то права, они нужны для защиты своих интересов. Американцы с помощью санкций защищают интересы своих производителей и своей торговли в целом. Реально ли их беспокоят интересы украинцев и жителей Крыма? Отнюдь. Евросоюз использует санкции скорее для сдерживания роста российской активности, чем для наказания. Опять же реализуемые энергетические проекты показывают, что у Москвы с ЕС рабочие отношения, наши стороны не находятся в состоянии войны. 

Исходя из этого становится понятно, что антироссийские санкции не будут отменены, если даже завтра Россия, например, вернет Крым и откажется от поддержки Донбасса. При таком сценарии просто будут найдены новые поводы для санкций. Что касается нынешних отношений Москвы и Минска, то переговоры об интеграции проходят без нарушения противоречивых принципов международного права. 

Ввести санкции за то, что Москва и Минск еще больше углубляют свое сотрудничество могут только те зарубежные политики, которые ищут любой повод для санкций. Нашим странам этого бояться точно не стоит. Нужно реализовать те проекты, которые выгодны нам. 

Союзное государство — экономически и политически выгодный проект для России и Белоруссии. Если бы это было не так, то про него бы уже давно забыли. 

Социология показывает, что белорусы меньше поддерживают курс на объединение и Союзное государство, чем в России, поэтому у местной оппозиции есть потенциальная аудитория, с которой они и стремятся работать. 

Также стоит сказать, что протесты белорусской оппозиции выгодны Лукашенко. Это позволяет в сложных темах ссылаться на них на переговорах с Москвой, обосновывая свое осторожное поведение. 

Для Лукашенко эти протесты становятся дополнительным козырем, с помощью которого можно лоббировать лучшие условия при согласовании наиболее проблемах карт интеграции. 

Именно поэтому мы видим, что эти акции протеста в Белоруссии проходят в крайне тепличных условиях, а не как обычно — под жестким контролем с арестами и задержаниями. Это тот случай, когда красивая протестная картинка нужна не только польским и европейским СМИ, но и самому президенту Белоруссии.