Общество

Зачем мир раскрашивают в голубые тона

12 3808

Мы живем в то время, когда мир не просто меняется, а меняется с сумасшедшей скоростью. За несколько десятков лет появились и практически ушли в небытие вначале видеокассеты, а затем и СD; тем же путем проследовали пейджеры; в очереди за ними стоят сотовые телефоны, место которых занимают смартфоны. Новые веяния захватывают практически все сферы человеческой жизни, начиная от приготовления пищи и заканчивая выбором образования или профессиональной деятельности. И это хорошо! Но все хорошее практически всегда имеет и оборотную сторону — вместе с изменениями жизненного уклада у людей накапливается критическое восприятие всего предыдущего человеческого опыта.

Все то, что происходило до нашего рождения, воспринимается как нечто иллюзорное и отжившее. Наработки, которые раньше служили для людей эталонами, могут подвергаться нападкам и переосмыслению. Тревожно в таком явлении то, что местами человечество пытается снести все, что было до него сегодняшнего и заменить это новыми явлениями. И если с отказом от опыта предков в технической сфере еще можно местами согласиться, то тот же процесс в сфере гуманитарной, скорее, должен вызывать настороженность.

Жуткая прелесть

Например, слово «прелесть» в его славянском значении может быть переведено как «сверхложь». Только в XIX веке это слово приобрело свое нынешнее значение. Дальше — больше: во фразе «мальчик в клубе склеил модель» за двадцать лет изменилось значение вообще всех четырех слов.

Конечно, если бы мир не менялся, мы бы не увидели ни шедевров Ренессанса, ни технической революции, ни прогресса как такового. Однако XX век показал нам, что за желанием изменить мир к лучшему в некоторых гуманитарных сферах последовало стремление исказить его до неузнаваемости, изменив полярность нормы. Чем это плохо? Да хотя бы тем, что, меняя полярность своего отношения к тому или иному явлению, человек не меняет при этом его сути.

Триумф антиподов

К одному из самых спорных достижений XX века можно отнести победу сексуальной революции. Надо сказать, что в искусстве она зародилась давно. Достаточно вспомнить хотя бы картины Рембранта или Тициана. Но, будучи уделом маргинальной (по большей части) богемы, афиширование своих сексуальных фантазий не становилось уделом широких масс.

В веке же прошлом сочетание прорыва в области массовых коммуникаций и повального желания раскрепоститься породило сексуальную революцию. То, что было немыслимым в начале века, стало абсолютно будничным в его конце. С одной стороны, положительным итогом этой бескровной революции можно считать всеобщую просвещенность в гендерных вопросах, а также расширение возможностей для снятия полового напряжения, с другой — отношение людей к сексу перешло в разряд потребительских и негативно сказывается на демографической ситуации. Более того, начавшиеся процессы значительно улучшили общественное отношение к табуированным ранее явлениям, имевшим во многих культурах резко отрицательный имидж. Одно из них — гомосексуализм.

Воинствующие геи

Практически во всем мире широкое распространение получило ЛГБТ-движение (лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров). Как пишет «Википедия», его целями являются гражданское равноправие, соблюдение прав человека, искоренение дискриминации и ксенофобии, сексуальная свобода, терпимость и признание права «быть другими». Также это движение за самосознание ЛГБТ как социального меньшинства, отдельного сообщества, культуры, с другой стороны — за интеграцию ЛГБТ в общество. Кроме этого оно выдвигает определенные принципы социальной организации общества и социально-нравственные ценности.

За пафосным определением скрываются история движения, начавшегося еще в XIX веке, и сегодняшний его триумф, благодаря которому в европейских странах противники гомосексуальных связей оказались практически вне закона.

А начиналось все невинно — с появления первых общественных активистов и групп, выступающих за права «гомосексуалов». Наиболее продвинутой в этом вопросе оказалась, как ни странно, Германия. Именно там во второй половине XIX века юрист Карл Ульрихс в серии книг «Исследование загадки любви между мужчинами», разработал теорию сексуальности человека и впервые предложил не рассматривать гомосексуальные отношения с позиции правонарушений. За ним знамя борьбы стали подхватывать уже другие люди, в основном представители гуманитарных профессий. Количество обществ, защищающих гомосексуалистов, стало расти, как грибы после дождя.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов уже XX века в США и европейских странах начинает действовать гей-освободительное движение и появляется организация «Фронт освобождения геев», члены которой ввели в обиход такие термины, как «гей», «лесбиянка», «бисексуал» и «трансгендер».

Апофеозом битвы гомосексуалистов с обществом можно считать события в Нью-Йорке, произошедшие 28 июня 1969 года и получившие название «Стоунволлские бунты» или «Стоунволлское восстание». По сути это была серия беспорядков и спонтанных демонстраций против полицейского рейда, который прошел в гей-баре Стоунволл-инн на Кристофер-стрит. Впрочем, рейды проводились и до этого момента. Но в июне 69-го полиция быстро потеряла контроль над ситуацией, так как около Стоунволл-инн собралась толпа, неожиданно оказавшая сопротивление. Беспорядки растянулись на несколько недель, в течение которых жители гей-квартала организовали группы активистов и площадки, где можно было бы открыто говорить о своей сексуальной ориентации, не боясь при этом быть арестованными. В течение шести месяцев были сформированы две правозащитные организации, занявшиеся организацией протестов и пропагандой — были учреждены три газеты для поддержки прав сексуальных меньшинств.

Столкновения в Стоунволл-инн называют первым случаем в истории, когда гомосексуалисты оказали сопротивление государственным властям. Таким образом, обычный бунт дал толчок массовому движению за соблюдение прав человека в отношении ЛГБТ в США и остальном мире. До этого момента отношение к геям в США было таким же, как и во всем остальном мире — традиционно негативным. В память о событиях в Стоунволл-инн, начиная с 1970 года, ежегодно вначале в США, а потом и во всем остальном мире стали устраивать гей-парады. Сегодня они проводятся ежегодно и чаще всего в конце июня.

На развалинах старого мира

История гей-движения примечательна тем, что на ее основе можно продемонстрировать, как работает так называемое окно Овертона. Благодаря движению этого окна отношение общества к табуированной теме со временем меняется с резко отрицательного на позитивное, а после этого отрицаемое ранее явление становится нормой. Причем осуществляется это всего-навсего технологически. С геями было именно так.

Первоначально само понятие гомосексуализма воспринималось как нечто отрицательное. За таким отношением было религиозное неприятие, описанное на примере гибели Содома и Гоморры, а также обычный здравый смысл. Но, в соответствии с принципом перемещения «окна Овертона», сначала появилась возможность открыть дискуссию на означенную тему, затем тема перестала вызывать отторжение, после чего само явление перешло в разряд тривиальных, а местами и просто героических.

Во многом победы меньшинства над большинством удалось достигнуть за счет того, что в рядах гомосексуалистов было много известных людей, на личный опыт которых ссылались сторонники движения. Ну, а как считать что-то бессмысленным и позорным, если этим занимались даже великие Сократ, Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Петр Чайковский, Оскар Уайльд, Энди Уорхолл, Фредди Меркьюри, Жан Марэ и так далее? Кто вы такие, чтобы оспаривать опыт великих? Примечательно, что теперь в гомосексуальных связях любят признаваться в основном люди искусства — музыканты (Элтон Джон, Нил Теннант и т. д.), актеры (Иэн МакКеллен, Руперт Эверетт, Стивен Фрай и т. д.), дизайнеры (Том Форд, Дольче и Габанна и т. д.), то есть носители тех профессий, через которые сейчас распространяются гуманистические идеи, формируется культура. Делать так называемые каминг-ауты — признания в своем гендерном отличии — стало для людей искусства признаком хорошего тона.

Вот так и получается, что явление полностью поменяло свою окраску и стало восприниматься как норма. И, кажется, это только начало. Дальше возможно все — повсеместная легализация эвтаназии, снятие табу на инцест, педофилию, терпимое отношение к наркотикам. Это та линия, по которой уже двигается «окно Овертона». Что на очереди — каннибализм, создание клонов, принудительная стерилизация бедных? Об этом мы узнаем уже потом. Главное, чтобы не после того, как «прелесть» перестанет быть «ложью».