Политика

Зачем Москве и Киеву «голубые каски» в Донбассе

4 3686

Бурная и неоднозначная реакция на американское предложение о введении «голубых касок» в зону конфликта на востоке Украине стало одним из наиболее значимых событий минувшей недели.

Госдепартамент США заявил о том, что миротворческие силы на востоке Украины должны иметь широкий мандат и размещаться по всей территории страны вплоть до границы с Россией. Такое мнение внешнеполитического ведомства США объявила на брифинге в Госдепе пресс-секретарь Хезер Науэрт.

Политики Москвы и Киева восприняли ее слова как поддержку одного из двух конкурирующих предложений о «голубых касках» для мятежных республик Украины, исходящего от президента Петра Порошенко, а не его российского коллеги Владимира Путина.

Две разнонаправленные идеи

Напомним, 5 сентября во время саммита БРИКС в китайском Сямэне президент России Владимир Путин сделал заявление о возможности размещения на линии соприкосновения вооруженных сил Украины и отрядов ополченцев непризнанных республик Донбасса — ДНР и ЛНР — миротворческой миссии ООН.

По идее Путина, эта миссия должна защитить жизнь и здоровье наблюдателей ОБСЕ, постоянно рискующих оказаться под автоматным и минометным огнем, который практически не прекращается ни с одной, ни с другой стороны. Причем появление миротворцев в конфликтной зоне должно быть согласовано, как это и положено по международным стандартам, руководителями Украины и политическими лидерами Донбасса. Там же, в Китае, президент России поручил МИД внести такое предложение на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

© VisualHunt.com

В ответ на российскую инициативу свое предложение для Совета Безопасности ООН внесла и Украина. По замыслу Киева, миротворческая миссия ООН должна состоять из международных полицейских и они разместятся не на линии соприкосновения, а на всей территории непризнанных республик. Кроме того, возьмут под контроль российско-украинскую границу. Ни о каком согласии лидеров ДНР и ЛНР речи вообще не идет.

О проектах Москвы и Киева по миротворцам для Донбасса развернулась горячая дискуссия как в печатных СМИ, так и в блогосфере, на телевидении и среди видных зарубежных политиков. Кто-то усматривает в предложении Владимира Путина попытку закрепить статус разделенной украинской территории, оторвать Донбасс от Украины, что на самом деле не имеет к этой идее никакого отношения.

Кто-то считает, что украинское руководство пытается руками и оружием миротворцев убрать ту проблему, которую не может само решить с 2014 года, и вернуть под свой контроль непокорное население юго-востока страны.

Президенту России по этому поводу даже звонила канцлер Германии Ангела Меркель, которая предложила, чтобы миротворцы ООН охраняли миссию ОБСЕ не только на линии разграничения, но и везде, куда они поедут. В том числе и на российско-украинской границе. Владимир Путин принял предложение германского канцлера.

Госдеп против

Но тут вмешался Госдепартамент США. Вопреки проскочившим в СМИ сообщениям, что глава американского внешнеполитического ведомства Рекс Тиллерсон склоняется к поддержке российского предложения, пресс-секретарь Госдепа изложила другую версию. Она, как мы уже знаем, заявила, что «силы ООН должны иметь широкий мандат для обеспечения мира и безопасности на всей оккупированной территории Украины, вплоть до границы с Россией, чтобы избежать углубления или узаконивание раскола внутри Украины».

Председатель комитета Государственной думы по международным делам Леонид Слуцкий назвал слова Хезер Науэрт «антироссийскими» и сделал вывод, что США предлагают говорить о России «как о стране — угрозе для Украины, на границе с которой необходимо размещать „голубые каски“ ООН. А это далеко не так».

© Twitter.com

«Мы не находимся в состоянии войны с Украиной и не являемся стороной внутриукраинского конфликта», — подчеркнул Слуцкий. Кроме того, по его мнению, «такая позиция противоречит подходу России к возможности размещения миротворцев в Донбассе». «Мы, как члены Совета Безопасности [ООН], не возражаем против миротворческого контингента ООН на юго-востоке Украины, но при его использовании для обеспечения безопасности миссии ОБСЕ. Поэтому этот посыл не может быть поддержан», — заключил глава комитета Госдумы.

Вето неизбежно

Слова пресс-секретаря Госдепа и председателя комитета Госдумы по международным делам о миротворцах ООН для Донбасса свидетельствуют о том, что проект резолюции по этой проблеме, как Москвы, так и Киева, вряд ли пройдет процедуру голосования. Один или два постоянных члена Совбеза, обладающих правом вето, а таких всего пять государств — Россия, США, Китай, Великобритания и Франция, — обязательно проголосуют против. Почему? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся, что такое миротворческая операция под эгидой ООН.

Миротворцы миротворцам рознь

Специалисты по международному праву знают, что миротворческих операций существует только две: операция по принуждению к миру и операция по поддержанию мира.

Примеры — август 2008 года, российские войска вынуждены вмешаться в ситуацию в Южной Осетии, когда на Цхинвал напала грузинская армия, а также операция НАТО 1999 года по принуждению к миру югославской армии в крае Косово.

И есть операция по поддержанию мира: пример — операция российских войск в Приднестровье, где более двадцати с лишним лет российские миротворцы совместно с миротворцами Молдавии и Приднестровья защищают спокойствие и мир на территории еще одной непризнанной республики.

При этом операцию по принуждению к миру проводят, как правило, по решению Совбеза ООН или, как в случае с Южной Осетией, чтобы срочно приостановить кровопролитие и убийство мирного населения, но, что принципиально, в любом случае — без согласия конфликтующих сторон, а операцию по поддержанию мира — только с согласия воевавших. Миротворческая операция по поддержанию мира в Приднестровье, кстати, проводится по решению президентов Молдавии и России и одобрена ООН и ОБСЕ.

© VisualHunt.com

С точки зрения международного права

Правда, юристы-международники без труда вам докажут, что действия российских войск в Южной Осетии в августе 2008 года никакого правового отношения к операции по принуждению к миру не имеют, поскольку они проводились без санкции Совета Безопасности ООН, что, безусловно, так. Но ждать бюрократического согласования ввода российских войск в Цхинвал и Джаву, когда там гибли люди, не было в те дни никакой возможности. Пусть теперь правоведы спорят, соответствовали те действия России высоким принципам Совбеза ООН или нет, но по факту войска 58-й армии действительно принудили Грузию к миру, прекратили кровопролитие, а это было в той ситуации самым главным.

Не признают правоведы, в основном российские, и действия НАТО в Югославии в 1999 году как операцию по принуждению к миру под эгидой ООН. Мандат, выданный Советом Безопасности ООН западным странам, по прекращению кровопролития в Косово не предусматривал бомбардировок Белграда и других городов Сербии, нанесения ракетных ударов по объектам жизнеобеспечения югославской столицы, телестудиям и мостам через Дунай.

Натовцы во главе с США превысили свои полномочия, тем не менее войну прекратили. И по факту операция по принуждению к миру перешла в операцию по поддержанию мира, которая в Косовском крае продолжается до сих пор со всеми ее реальными плюсами и кричащими минусами.

Кто что хочет

Но вернемся на Украину. Проанализируем московскую и киевскую инициативы по миротворцам. Операция по вводу миссии ООН на линию разграничения враждующих сторон в Донбассе, по идее российской стороны, является операцией по поддержанию мира. Она предназначена для защиты жизни и здоровья гражданской миссии ОБСЕ, осуществляющей контроль в этом районе за прекращением огня со стороны ВСУ и добровольческих батальонов, а также вооруженных отрядов донбасских ополченцев. И, конечно, для защиты жизни и здоровья мирного населения Донбасса, страдающего от ежедневных массированных обстрелов с украинских позиций. В том числе и для выполнения первых пунктов минских соглашений, которые требуют отвода тяжелой техники от линии соприкосновения и прекращения ведения огня.

Все это до сих пор не выполняется со всеми вытекающими отсюда трагическими последствиями. Никакого отношения к замораживанию конфликта на юго-востоке Украины или к отрыву от страны донецких и луганских территорий российское предложение не имеет.

© VisualHunt.com

Не случайно российская инициатива предусматривает согласие руководства непризнанных республик на ввод миротворцев ООН на линию разграничения и начало прямых переговоров между Донецком, Луганском и Киевом, что, кстати, тоже записано в минских соглашениях и на что в украинской столице никак согласиться не хотят. Практически повторяют ошибку так ненавистного сегодня Петру Порошенко еще недавнего его соратника Михаила Саакашвили, который тоже не хотел иметь какие-любо дела с руководством Южной Осетии и Абхазии, пытался решить проблемы целостности Грузии исключительно военной силой. Чем это закончилось, никому напоминать не надо.

В чем изъяны?

В чем существенный изъян «миротворческого» предложения украинской стороны? Во-первых, на ввод полицейской миссии ООН на территорию Донбасса никогда не согласится руководство непризнанных республик. А значит, миссия эта будет невозможна.

Во-вторых, для введения полицейских ООН в Донбасс нет никаких оснований. Пример Косово, где находился полицейский контингент ОБСЕ, тут не работает. На юго-востоке Украины нет регулярного похищения людей, автомобилей, торговли и распространения наркотиков, чем грешил и до сих пор грешит, хотя и в сравнительно меньшей мере, Косовский край. Да и эффективность работы международных полицейских в Косово была крайне низка. Даже после ареста преступников, которых отлавливали полицейские ОБСЕ, нарушители закона попадали в руки местных следователей и судей, которые почему-то, за исключением редчайших случаев, всегда были очень снисходительны к своим землякам. И регулярно отпускали их на волю. Получалось, что полицейские ловили воду решетом.

Возможно ли насильно ввести в Донбасс полицейских ООН? Сильно сомневаюсь. Никакая международная организация не станет рисковать жизнью и здоровьем служащих своих контингентов.

Явное и тайное

Так для чего Петру Порошенко и его окружению инициатива, которая не может быть реализована? Ответ, к сожалению, очевиден. Для того, чтобы втянуть международные вооруженные силы в гражданскую войну на Украине, продемонстрировать всему миру, что он бы рад решить проблему Донбасса и добиться мира и благоденствия на Украинской земле, да вот подконтрольные Кремлю местные главари не хотят этого мира, как не хочет его и агрессивная Москва, которая не собирается выводить свои войска с оккупированных украинских территорий. То, что никто никогда не видел эти «оккупационные войска», ни разу документально не доказал их присутствие на юго-востоке Украины, велеречивого президента Порошенко не волнует.

© ITAR-TASS

Что нужно США?

Не волнует судьба мирных жителей непризнанных республик юго-востока Украины, судя по заявлению пресс-секретаря Госдепа США, и Вашингтон. Поддержав практически безоговорочно предложение Киева, которое, безусловно, не пройдет через Совет Безопасности ООН, они демонстрируют, что их вполне устраивает нынешняя ситуация на линии соприкосновения ВСУ и ополченцев — ни войны, ни мира.

Чем она выгодна Соединенным Штатам?

Во-первых, она позволяет представлять перед всем миром Россию как агрессора и продолжать настаивать на продлении экономических санкций против нее странами Европейского союза и другими своими партнерами.

Во-вторых, незаживающий конфликт в Донбассе позволяет им внушить странам Восточной Европы мысль о подготовке Россией агрессии против них и держать в Польше, Литве, Латвии и Эстонии свои войска и войска НАТО, штабные структуры и информационно-пропагандистские центры альянса, направленные на продолжение психологической войны против Москвы.

И, в-третьих, подрывать экономическое положение России, вынужденной оказывать материальную и гуманитарную помощь гражданам юго-востока Украины и балансировать на грани скатывания к гонке вооружений, на которую ее постоянно провоцирует Вашингтон.

Чем больше конфликтов на планете (на Ближнем Востоке, на севере Африки, на Корейском полуострове, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Украине, в Прибалтике и т. д.), тем выгоднее американскому истеблишменту, финансовым кругам и военно-промышленному комплексу. Мир на Украине — это только лозунг. Не для того Вашингтон и его союзники по НАТО так горячо поддерживали Майдан и вражду между Киевом и Москвой, чтобы они быстро прекратились. Как говорится, кому война, а кому мать родна. Поэтому идея о миротворцах ООН в Донбассе, скорее всего, будет доведена до абсурда и в ближайшее время не реализуется.

Автор — военный обозреватель ТАСС. Специально для «Ридуса». Мнение автора не всегда и не обязательно совпадает с официальной позицией агентства.