В ходе совещания в Чите, посвященного пожарам в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил пересмотреть границы так называемых зон контроля лесных пожаров.
Это специально отведенные зоны, в пределах которых можно не тушить возгорание, а вести пассивное наблюдение за распространением огня.
Последние законодательные изменения в сфере охраны лесов от пожаров, были инициированы в 2015 году: тогда Минприроды России приказом № 426 установило зоны контроля лесных пожаров, общая площадь которых в 23 регионах страны превышает 600 миллионов гектар — это 54% от общей площади лесного фонда. Для сравнения, в советское время эта площадь составляла порядка 20% лесного фонда.
По статистике, почти половина территорий, подвергшихся горению, приходилась на эти самые зоны контроля: объем сгоревших площадей в этих зонах в три раза больше, чем на активно охраняемой территории лесного фонда, где происходит профилактика и тушение пожаров.
Директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов в беседе с «Ридусом» отметил, что определение зоны лесных пожаров в 2015 году было обусловлено экономической ситуацией:
Приказ Минприроды от 2015 года исходил из средств и возможностей Российской Федерации для тушения лесных пожаров. Это принципиально неверное решение. Сейчас некоторые горящие участки могут вызвать очень сильное задымление на всей территории центральной и западной Сибири. Плотность населения там невысока, но Красноярск и Новосибирск — города-миллионники. Дым дошел даже до Уфы, перевалив через Урал. Практика «не тушить, потому что очень дорого» — она не верна, — уверяет эколог.«Сейчас подключили все имеющиеся резервы, включая Министерство обороны, наконец там стал летать самолет Бе-200, наша амфибия с большим баком для сброса воды на пожары, и возобновились полеты специальных самолетов, вызывающих искусственные осадки, которые распыляют йодистое серебро в верхних слоях атмосферы. Эта чрезвычайная ситуация требует усилий не только конкретных регионов, но и привлечения и Минобороны, и затрат из федерального бюджета: необходимо провести много дорогостоящих, чрезвычайно дорогостоящих мероприятий, но экономить на этом нельзя», — подчеркнул Пукалов.
Пересмотр границ зон контроля лесных пожаров поддерживают и экологи Greenpeace: глава лесного отдела российского отделения организации Алексей Ярошенко убежден, что установленные сегодня зоны контроля необходимо сократить в два раза:
Из зон контроля необходимо вывести окрестности населенных пунктов, а также те территории, которые примыкают к железным дорогам и автомобильным дорогам федерального и регионального значения. При этом в зонах контроля можно оставить север Якутии, север Красноярского края и дальние участки в притундровой тайге, которые очень удалены от дорог.
Лесные пожары возникают по естественным причинам в лесах по всему миру — и правительства разных стран разрабатывают эффективные способы борьбы с этим природным явлением. Экологи подчеркивают, что сокращение площади зон контроля является необходимым шагом для борьбы с лесными пожарами в России.
Как писал «Ридус», общая площадь лесных пожаров в России составляет около 2,8 миллиона гектаров, что на 12% превышает аналогичные показатели прошлого года. В пяти регионах страны в связи с природными пожарами был введен режим ЧС. Сложнее всего ситуация в Якутии, Бурятии, Иркутской области и Красноярском крае.
Минприроды запросило на тушение лесных пожаров до трех миллиардов рублей из резервного фонда правительства РФ.