Водителей, у которых заканчивается срок действия удостоверений, могут обязать проходить переэкзаменовку на знание ПДД при замене документа, предлагает Союз автошкол в своем письме в ГИБДД, которое оказалось в распоряжении газеты «Известия».
Это объясняется тем, что водители, которым сейчас подошел срок менять права, получали их в то время, когда контроль за качеством обучения в автошколах был не настолько строгий, как сегодня.
Все ушли на фронт
Юрист движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько считает инициативу Союза автошкол нерациональной.
«Это вообще выглядит достаточно абсурдно — требовать от водителя подтверждать знание ПДД по мере увеличения его стажа. Ведь понятно, что чем опытнее водитель, тем безопаснее и увереннее он ведет себя на дороге — он водит машину уже „автоматически“, интуитивно предвидя дорожные ситуации», — сказал «Ридусу» юрист.
Попытка заставить водителей раз в десять лет пересдавать ПДД — это попытка сделать автовладельцев крайними, уверен он.
«Правила дорожного движения у нас обновляются по несколько раз в год, и практикующие автовладельцы учат их не всем массивом сразу, а по мере появления этих изменений. Кому могло прийти в голову, что какой-то водитель станет ждать конца отчетного периода, чтобы сесть и выучить все обновления оптом? Как он тогда ездил бы до дня экзаменов, не зная новых правил?» — удивляется Радько.
Предложение Союза автошкол очень похоже на то, что эта организация просто стремится создать себе неиссякающий фронт работы. Это желание вполне логично, но вряд ли оно найдет понимание в ГИБДД, и не только по вышеназванным причинам.
«У ГИБДД просто нет такого количества персонала, чтобы заниматься, вдобавок к имеющимся функциям, еще и переэкзаменовкой водителей. У них только что произошло сокращение на 10 тысяч должностей, так что гаишники, скорее всего, шарахнутся от инициативы автошкол как черт от ладана», — полагает эксперт.
Самоуверен — не обгоняй
Здравое зерно в инициативе о непрерывной переэкзаменовке водителей имеется, но на практике оно в таком виде вряд ли осуществимо, сомневается исполнительный директор Ассоциации автомобильных школ Елена Зайцева.
«Хотя по идее с опытом водительские навыки оттачиваются, по статистике большинство ДТП совершают как раз водители со стажем более 10 лет. Потому что с опытом приходит не только умение водить машину „с закрытыми глазами“, но и растет самоуверенность водителя, что ему море по колено. То есть знание-незнание каких-то отдельных формальных правил на аварийность влияет минимально, это знают все психологи, практикующие в этой сфере», — сказала она «Ридусу».
ПДД в России меняются очень часто, соглашается Зайцева с Радько, но при этом не существует системы, которая бы официально доводила эти изменения до всех водителей без исключения, напоминает она.
«Кто-то из автовладельцев о них узнал из СМИ, кто-то по сарафанному радио, но ведь кто-то мог и не уследить, что, к примеру, изменились правила приоритета при проезде круга. Получается, такой водитель будет несколько лет ездить, не зная этого правила, и никому до этого не будет дела до момента обмена прав», — объясняет эксперт.
По мнению Зайцевой, куда эффективнее переэкзаменовки один раз в 10 лет было бы стимулировать водителей подтверждать свои теоретические знания экономическими инструментами: «Например, в Англии водителям, добровольно проходящим курсы переподготовки, снижают стоимость страховки».
Она также сомневается в том, что в системе ГИБДД к инициативе Союза автошкол отнесутся с восторгом: «Сейчас непонятно, какими силами гаишники будут принимать эти экзамены и на какой базе».
Председатель правления Союза автошкол Александр Ачкасов — автор предложения о переэкзаменовке — не смог оперативно ответить на запрос «Ридуса».
В понедельник глава правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию безопасности дорожного движения в России до 2024 года.