Польша хочет вынести вопрос получения военных репараций с Германии на международные площадки, заявил в понедельник председатель правящей партии «Право и справедливость» (PiS) Ярослав Качиньский.
По его мнению, с юридической точки зрения у Берлина нет никаких возможностей отвертеться от польского вымогательства (конечно, сам Качиньский этот термин не употребляет).
Варшава имеет основания требовать от Германии 48,8 миллиарда долларов. При этом правительство ФРГ считает вопрос о военных репарациях Польше закрытым.
Репарации надо передоплатить да перевыдоплатить
На самом деле в Варшаве на эти деньги никто всерьез не рассчитывает, и вопрос о репарациях там будируют исключительно по сиюминутным политическим соображениям, говорит эксперт Института славяноведения РАН Вадим Волобуев.
«У Польши ровно столько же юридических оснований требовать доплаты недоплаченных репараций с Германии, сколько у Германии есть оснований требовать с Польши возврата Померании, Силезии, Помории и Восточной Пруссии. Потому что при объединении Германии в 1990 году обе страны договорились считать эти взаимные претензии взаимно же погашенными раз и навсегда. Тогдашний канцлер Гельмут Коль специально приезжал в Польшу, чтобы обменяться гарантиями того, что топор войны зарыт навечно обеими сторонами», — рассказал «Ридусу» специалист.
Почему же тогда неймется PiS и на что она рассчитывает, вымогая у Берлина эти деньги?
Причин здесь несколько, говорит Волобуев.
«Если в частности, то идеологи PiS вообще считают всю польскую историю после 1939 года „неправильной“. Для них что Польская Народная Республика, что посткоммунистическая Польша одинаково нелегитимны. Соответственно, все договоренности, заключенные от имени Варшавы после 1 сентября 1939-го, должны быть пересмотрены», — поясняет он.
Если же говорить шире, то в Варшаве в последнее время накопилась очень большая обида на Евросоюз в целом — из-за того, что ЕС «забанил» попытки польских властей поставить под свой контроль Конституционный суд. «А поскольку Германия играет в ЕС первую скрипку, то Варшава и направила против нее всё свое раздражение», — говорит эксперт.
…коль лает на немецкого слона
В Германии на требования Польши относительно доплаты репараций смотрят в каком-то смысле так же, как слон смотрит на путающуюся под ногами злую, шумную, но моську, которую при желании можно раздавить одной ногой. Не только в силу разницы весовых категорий, но и по историческим причинам.
На Потсдамской конференции в 1945 году было достигнуто соглашение, по которому Польша получала репарации из доли СССР, поступавшей из восточной зоны оккупации Германии. Спустя несколько лет СССР и Польская Народная Республика заключили соглашение, прекращающее взимание репараций со своего союзника — ГДР — с 1954 года.
Сейчас Варшава требует от Берлина возмещения именно этой части недовыплаченных репараций. Но это означало бы отказ от соглашений 1990 года, который может быть только взаимным. А оснований у Берлина потребовать возврата немецких земель, которые в течение 700 лет не имели к Польше никакого отношения, уж точно не меньше, чем у Варшавы — требовать репараций за долю бывшего и уже не существующего союзника (ГДР) с бывшего агрессора (Третьего рейха) у союзника нынешнего (ФРГ).
Поэтому Ярославу Качиньскому надо сто раз подумать, прежде чем дразнить гусей, говорит эксперт.
«Помимо чисто юридической головоломки, попытки Варшавы обречены на провал еще и по некоторым практическим соображениям. Например, если Польша преуспеет в своих усилиях, то что помешает выступить с точно таким же требованием Чехии, которая в этом смысле находится в точно таких же условиях?» — объясняет Волобуев.
Германия не единственная, с кого поляки пытаются «срубить бабок» за исторические несправедливости. Недавно вице-министр юстиции Польши Патрик Який и депутат Сейма Ян Мосиньский потребовали от России выплаты репараций за ущерб, который советские войска нанесли полякам в годы Второй мировой войны и до нее.