Политика Экономика

Зачем России канал в обход Суэцкого

1 21976

Россия, Индия и Иран намерены в ближайшее время запустить транспортно-логистический коридор «Север — Юг», призванный стать альтернативой Суэцкому каналу на пути азиатских товаров в Европу. Соответствующее заявление опубликовано на сайте Министерства торговли и промышленности Индии.

Сообщается, что новый торговый путь морем пройдет из Индии в расположенный в Персидском заливе иранский порт Бендер-Аббас, далее железной дорогой до побережья Каспийского моря, а оттуда — в Астрахань. По территории России товары на пути к европейским потребителям будут перевозиться поездом.

Как отмечается в сообщении, пропускная способность новой логистической артерии составит около 20—30 миллионов тон в год. Стоимость и время доставки товаров снизится на 30—40% по сравнению с аналогичными показателями при транспортировке через Суэцкий канал.

Планируемый к запуску проект полностью отвечает интересам всех участвующих в нем стран, отметила в беседе с журналистом «Ридуса» востоковед Каринэ Геворгян.

«Коммуникации будущего маршрута „Север — Юг“ уже давно простраивались, в них очень заинтересованы Иран и Россия, — рассказала собеседница издания. — Иран, надо сказать, еще со второй половины 90-х выстраивал морские терминалы, автомобильные дороги, терминалы на Каспийском море. Рядом с Астраханью тоже есть терминал — порт Оля, о котором мало говорят».

По словам эксперта, важнейшим участником и заинтересованной стороной перспективного проекта является Китай. Для Пекина коридор «Север — Юг» должен стать надежной и эффективной магистралью доставки своих товаров на европейские рынки.

Китай, являющийся основным производителем товаров потребления в мире, нуждается в выстраивании континентальных коммуникаций. Поскольку транспортировка китайских товаров осуществляется при помощи морских путей, которые, безусловно, уязвимы, он заинтересован в открытии такого коридора, — пояснила эксперт.

Кроме того, как отмечает Каринэ Геворгян, создание дополнительной экономической нити между Китаем и Индией позволяет снизить градус напряженности отношений между двумя этими странами, имеющими и территориальные споры друг с другом.

В Индии очень напряженно следили за тем, как Китай строил свои базы и порты в Пакистане, на Шри-Ланке и так далее. Для России было критически важно найти точки соприкосновения для снятия противоречий между Китаем и Индией, — уверена собеседница издания.

Рассуждая о конкурентоспособности нового коридора, эксперт указала на фактическую перегруженность Суэцкого канала. 

По ее словам, завершение строительства второй нити водной артерии поможет увеличить ее пропускную способность, однако в условиях перманентно растущего потока товаров из Азии (и прежде всего Китая) в Европу появление альтернативного, более короткого пути повысит качество и разнообразие коммуникаций на этом направлении, резюмирует эксперт.