Политика

Зачем Россия тратит миллиарды на помощь сомнительным союзникам

5 3487

Россия за последние десять лет оказала содействие странам Центральной Азии на сумму более 6 миллиардов долларов, российские инвестиции в регионе составляют около 20 миллиардов долларов, заявил в пятницу в Самарканде замминистра иностранных дел РФ Александр Панкин.

По его словам, в эту сумму также входят средства, которые пошли на проекты и программы, связанные с реализацией целей устойчивого развития до 2030 года.

Формально отношения между Москвой и Астаной, Ташкентом, Душанбе, Бишкеком (а по отдельным направлениям и с Ашхабадом) выглядят вполне пристойно.

Четыре из пяти стран региона вместе с Россией входят в ОДКБ, в ЕврАзЭС, а также в ШОС (хотя последняя, скорее, имеет центр в Пекине, а не в Москве). Эти страны в основном голосуют в ООН солидарно с Россией либо, на худой (для Москвы) конец, воздерживаются — как это было при голосовании резолюции Совбеза с осуждением аннексии Крыма.

Любишь — докажи!

При этом правительства пяти центральноазиатских «-станов» совсем не считают себя сильно обязанными Москве за эту помощь. Они не разделяют российского недовольства Западом и не поддерживают российскую сторону в конфликте с Украиной.

На дипломатическом языке они называют свою политику «многовекторной». Без дипломатических же уклончивых формулировок это выглядит так, словно Россия откровенно оплачивает бывшим союзным республикам их лояльность.

А иначе в отношениях со странами этого региона строить отношения и невозможно, признаёт заведующий сектором Центральной Азии Института востоковедения РАН Сергей Абашин.

«Страны Центральной Азии получают деньги не только от России. Не меньше, если не больше, в них инвестирует Китай. Определенные деньги они получают и от условного Запада, куда можно включить и Японию. Собственно, в этих странах и не таят, что они балансируют между центрами силы», — сказал он «Ридусу».

Психология центральноазиатских лидеров мало отличается от психологии авторов этой рекламы

Иного способа гарантировать относительную лояльность стран Центральной Азии у Кремля, строго говоря, нет. Идеологической общей базы у бывших союзных республик не существует. Экономически для России этот регион приоритетным точно не является: наоборот, это центральноазиатские страны являются поставщиками дешевой рабочей силы в Россию и поэтому зависят от ее доброжелательной миграционной политики.

«Таким образом, Россия и не ждет особой экономической отдачи от миллиардов долларов, которые она закачивает в эти страны, как в бездонную бочку. Это почти целиком стратегический проект, чтобы не отдать регион на откуп Китаю и США. Это, если хотите, плата за сохранение там российских военных баз, за контроль торговых путей между Китаем, Средним Востоком и Россией», — говорит эксперт.

Вторых граблей не будет

Москва уже однажды обожглась на «братской бескорыстной» помощи странам третьего мира — в период, когда СССР лихорадочно искал хоть каких-нибудь союзников. «Союзники», как только помощь прекратилась, моментально повернулись к бывшему благодетелю пятой точкой. Только что Россия списала долг Узбекистана. Похоже, Москва готова второй раз наступить на те же грабли?

Вовсе не обязательно, полагает директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев.

«Конечно, у определенной части экспертного сообщества, даже среди законодателей, есть представления о том, что те или иные телодвижения в столицах центральноазиатских стран связаны с желанием их лидеров к реинтеграции с Россией. Эти представления наивные. Те, кто разделяет такие заблуждения, не видят или не хотят видеть, что точно такие же „интеграционные“ шаги эти страны одновременно делают в отношении Китая или Саудовской Аравии», — сказал он «Ридусу».

В отличие от этих «наивных» политиков, в МИД и Кремле очень хорошо понимают, какова цена «пророссийских» заявлений и даже конкретных дел лидеров «-станов», и отношение к «дружбе» с ними там измеряют в миллиардах долларов совершенно сознательно, говорит эксперт. Почему российское руководство должно быть менее циничным, чем их коллеги в ближнем зарубежье?

«Центральноазиатские лидеры не стесняясь продают свою лояльность ключевым игрокам мировой политики. У них это — совершенно официальная линия, именуемая многовекторностью. Там чуть ли не точный прейскурант предлагают за поддержку тех или иных внешнеполитических шагов своих партнеров. Россия для них — всего лишь один из векторов, и Москве не надо мечтать, что этот вектор для Ташкента или Астаны предпочтительнее любых других лишь на основании общей истории», — подчеркивает Казанцев.

Для лидеров всех без исключения стран Центральной Азии становление государственности, суверенитет является священной задачей, для осуществления которой какие-то морально-этические ограничения не существуют. И хорошо, что в МИД РФ и Кремле это тоже понимают, говорит он.

«Раз нам выставляют ценник — мы имеем полное право делать то же самое. Например, в Бишкеке предлагали России „купить“ вторую военную базу в Кыргызстане в обмен на поддержку одного из кандидатов на недавних президентских выборах. В Москве вежливо, но прямо сказали: эта сделка нам не интересна», — напоминает Казанцев.