Россия решила изменить график поставок нефти в Белоруссию в первом квартале 2017 года, сообщает "КоммерсантЪ". Минэнерго РФ передало новый график белорусской стороне еще 28 декабря, и согласно ему, объем поставок составит 4 млн т вместо предполагавшихся 4,5 млн т.
Белорусская сторона выразила несогласие с таким подходом.
Если такой уровень поставок сохранится и дальше, вместо предполагавшихся 18 млн т по итогам года Белоруссия может получить только 16 млн т.
Вряд ли стоит преувеличивать возможные последствия этого спора для общего комплекса российско-белорусских отношений, полагает доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления управления РАНХиГС Иван Капитонов.
«Это в самом деле сугубо хозяйственно-экономический спор, в котором каждая из сторон ведет себя в рамках отстаивания нормальных коммерческих интересов. И в том, что эти интересы у контрагентов могут не совпадать, в этом нет ничего критического», — сказал он «Ридусу».
Минск при этом, однако, использует инструментарий достижения своих целей, который в некоторых случаях все-таки выходит за рамки «спора хозяйствующих субъектов», поскольку приобретает отчетливо политический оттенок.
В частности, таковыми могут выглядеть отказ белорусского лидера Александра Лукашенко принять участие в саммите Евразийского Союза накануне Нового года, а также громкая новость об открытии на территории страны крупного месторождения нефти, тоже пришедшаяся подозрительно «вовремя».
Пока непонятно, в самом ли деле открытых запасов нефти достаточно, чтобы сделать Белоруссию независимой от российских поставок, или это преимущественно рекламный ход с целью сделать российских партнеров податливее, говорит Капитонов.
«Нефтяной рынок, он ведь открыт для всех. Хотя конкретно для Белоруссии вхождение на этот рынок несколько ограничивают политические факторы: к Минску внешние контрагенты относятся настороженно. Поэтому свобода маневра у Лукашенко не так уж велика, чтобы разбрасываться поставщиками. В Москве это тоже понимают, поэтому не реагируют на капризы „союзника“, который выторговывает себе дополнительные скидки сверх уже согласованных уровней. Поведение Минска в этом смысле уже выходит за рамки добрососедских отношений», — полагает эксперт.
Москва и Минск так и не смогли до конца 2016 года договориться по вопросам погашения долга Белоруссии за российский газ.
Задолженность накапливается с января прошлого года, когда Белоруссия, потребовав снижения стоимости сырья, стала платить меньше в одностороннем порядке, и к концу ноября долг составлял около $425 млн.
В свою очередь, Москва увязала газовый вопрос с поставками нефти, сократив их с обещанных 5,3 млн т в квартал сначала до 3,5 млн т, а в октябре-декабре до 3 млн т.