Пока относительная стабильность курса рубля и российского рынка ценных бумаг всем видом указывает на отсутствие поводов для беспокойства, со стороны российских финансовых ведомств просачиваются все более тревожные сигналы.
Теперь и Центробанк
Как сообщил в среду Райффайзенбанк, со ссылкой на статистику ЦБ по платежному балансу за III квартал, Центробанк неожиданно возобновил масштабные валютные займы за рубежом.
Объем заимствований ЦБ РФ за рубежом резко растет уже третий квартал подряд: в первом квартале Банк России занял 1,7 млрд долларов, во втором — 2,6 млрд, в третьем — 4,6 млрд долларов. По данным самого регулятора, схожими темпами он наращивал задолженность только в кризисном 2009 году, когда его иностранные заимствования составили 11,9 млрд долларов.
В текущем году, полагают в Райффайзенбанке, только на 1 сентября долг российского Центробанка перед внешними кредиторами достиг 11,6 млрд долларов.
Подобные сообщения вызывают все большую настороженность у аналитиков.
Днем ранее «Ридус» уже обсуждал с экспертами информацию о том, что Минфин РФ якобы запросил для себя чрезвычайных полномочий. По просочившимся в СМИ данным, финансовое ведомство хочет вернуть себе право требовать от экспортеров полной репатриации и обязательной продажи валютной выручки, а также регулировать выдачу разрешений на покупку валюты, открытие спецсчетов для отдельных видов валютных операций и резервирование под них средств.
© Александр Улановский / Коллаж / RidusПримечательно, что подобные меры использовались в России в 90-е годы прошлого века, когда страна испытывала серьезный дефицит валюты. Сегодня все то же самое действует в Венесуэле, стремительно сползающей в пропасть экономического коллапса.
Что касается последней информации о наращивании внешней задолженности российским Центробанком, то практически не остается сомнений, что и оно и намерения Минфина являются частью какого-то одного серьезного процесса.
«Я тоже обратил на это внимание и считаю это плохим признаком, — пояснил „Ридусу“ аналитик финансовой компании „Калита-Финанс“ Дмитрий Голубовский. — ЦБ закладывает длинные бумаги, чтобы получить ликвидность, как будто ожидает валютной паники. Почему это делается и стоит ли ее ждать, сказать не могу. Возможно, помимо очевидных фундаментальных причин есть какие-то еще причины ожидать обвала. Явно что-то мутится. И на этом фоне меня удивляет безмятежность валютного рынка, который стоит 57,2 на 58,5 рубля за доллар. Добром это все не кончится».
По мнению эксперта, о том, что российские финансовые ведомства готовятся к каким-то потрясениям, говорит и достижение договоренности о прямых расчетах с Китаем.
«Вовремя с китайцами ввели новую технологию прямых расчетов рубль/юань, — заключает Голубовский. — Не пропадем, конечно. Но если что, паника будет сильная».
Что это может быть?
Своими действиями и Минфин и Центробанк, похоже, четко указывают на то, что готовят финансовую систему к дефициту валюты, накапливая запасы и выстраивая модель поведения в условиях валютного голода. Вопрос состоит лишь в том, что может послужить причиной этого самого голода.
Один из вариантов — проблемы у совершенно конкретных субъектов, играющих определяющую роль в экономике и финансовой системе страны. В пользу этой версии говорит тот факт, что с начала года ряд крупнейших банков практически лишился резерва свободных валютных средств в размере более чем 12 млрд долларов. Деньги ушли на погашение внешней задолженности и сокращение разрыва в платежном балансе. В итоге сегодня этот резерв полностью исчерпан и ЦБ не остается ничего иного, как начать поддерживать валютный рынок своими силами, в том числе и за счет заемных средств.
© Оксана Викторова/Коллаж/RidusДругая версия (не обязательно отменяющая первую) — подготовка рынка к неким грядущим потрясениям. Таковыми могут стать как новые санкции со стороны западных стран, вплоть до отключения от SWIFT, так и схлопывание пирамиды керри-трейда по российским долговым бумагам (ОФЗ). На это уже давно намекают американские финансовые власти, и эти намеки с некоторых пор облечены в форму закона.
На сегодняшний день российские ОФЗ являются одним из любимых активов иностранных спекулянтов, так как позволяют им неплохо зарабатывать на разнице процентных ставок на Западе и в России (т. н. керри-трейд).
Прекратить эти игры российская сторона не готова, так как благодаря керри-трейду Минфину РФ удалось привлечь в страну значительное количество иностранной валюты, сокращая бюджетный разрыв и стабилизируя курс рубля.
Согласно принятому в США закону, входящему в «санкционный» пакет, американский Минфин оставляет за собой исключительное право потребовать от своих инвесторов возвращения вложенных в российские ОФЗ средств.
Отсроченное действие закона является одним из инструментов финансового давления на РФ, так как решение об отзыве денег может быть принято в любой момент. По всей видимости, оно придерживается до той поры, когда российской стороной будут совершены какие-либо действия политического или экономического характера, неугодные США.
В том случае, если команда на вывод средств из ОФЗ будет-таки отдана, российский финансовый рынок, бюджет и банковскую систему ждут серьезные потрясения, отчасти схожие с тем, что они пережили в августе 1998 года.
© VisualHunt.comК чему готовятся генералы
Таким образом, объяснение последних действий, предпринимаемых ЦБ РФ и Минфином, ожидаемым кризисом, который связан с новым обострением противостояния России и Запада, выглядят наиболее правдоподобно.
«Кризис на валютном рынке России будет, это понимают все, кто хоть сколько-нибудь профессионально на этом рынке работает. Потрясения гарантированы. Вопрос не „если“, а „когда“», — поясняет «Ридусу» управляющий партнер Dream Team Investments Александр Бутманов.
Будет ли на самом деле все так, как предсказывают аналитики, или развитие событий пойдет по другому сценарию, неизвестно. Исходя из того, как активно ЦБ и Минфин пытаются «подстелить соломки», риски возникновения валютного голода и резкого снижения курса рубля действительно высоки.
С другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов то, что генералы всегда готовятся к прошлым войнам, тогда как любая новая война оказывается для них полной неожиданностью. Именно поэтому совершенно непонятно, с чем в случае нового кризиса столкнутся генералы (и генеральши) в лице российских Минфина и ЦБ.
Очевидно, что их стратегии будут напрямую зависеть от тех вызовов, перед которыми они окажутся в результате продолжающегося экономического противостояния между РФ и Западом.