Образование

Зачем РПЦ нужно еще больше религии в школах

12 1441

Расширение школьной программы курсов о традиционных для России религиях вплоть до 11-го класса защитит школьников от восприятия экстремистских идей, заявил в среду председатель Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда.

Он пояснил, что года для преподавания основ религиозных культур недостаточно, поэтому церковь выступает за расширение образовательной программы.

Сейчас в рамках школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся четвертых классов родители могут выбрать один из шести предметов — «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

По данным Минобрнауки, большинство школьников выбирают курс «Основы светской этики».

Религия + астрономия + секс = ?

Предложение РПЦ может иметь смысл с точки зрения образовательной, но главный вопрос заключается в том, как это предложение осуществить на практике, сомневается главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.

«Сама по себе идея неплоха: противодействие экстремизму в общем и целом заключается в том, чтобы с детства воспитывать в людях толерантность к представителям всех религий. Детям надо объяснять, что нет плохих и хороших религий, что плохие и хорошие люди есть в любой конфессии. Школа здесь, как и во многих других общественно неоднозначных темах, например в половом воспитании, вынуждена давать детям те знания, которые они не получают в семьях», — сказал он «Ридусу».

К сожалению, в большинстве обычных семей дети постоянно слышат от взрослых пренебрежительные и оскорбительные комментарии в отношении «иноверцев» и просто представителей «нетитульных» этнических групп: «черные», «чурки», «жиды», «хохлы» и т. д. (разве что про буддистов не придумано уничижительного прозвища).

Поэтому учителям надо брать воспитание в детях толерантности на себя — и делать это следует не только в рамках курса основ той или иной религиозной культуры, а на любом уроке. «Даже в рамках урока физики можно это делать», — убежден Положевец.

Однако, подчеркивает он, непонятно, куда чисто физически можно вставить новые часы для преподавания основ религиозных культур в и без того сверхплотную школьную программу.

«Мы уже сейчас ломаем голову, как выполнять принятое на федеральном уровне решение о преподавании астрономии. Свободных часов для этого нет. Но поскольку решение принято, школам приходится изыскивать эти часы за счет сокращения каких-то других предметов. А учителя — народ предметоориентированный, они костьми ложатся, доказывая, что именно их предмет является основой национальной безопасности и именно от него нельзя отрезать ни часа», — говорит он.

Более того, несложно представить себе ситуации, когда в одном классе может оказаться поровну школьников, родители которых выберут разные «религии». Значит, дирекции школы придется искать разных учителей и разводить на эти уроки классы по разным помещениям — а это новая головная боль, беспокоится руководитель «Учительской газеты».

Прежде всего — не навредить

Сложно спорить с тем, как важно воспитать детей в понимании, что религиозный экстремизм — это прямая противоположность тому, чему учит любая религия. Но важно, чтобы в такой тонкой и интимной сфере воспитательные усилия не вызвали бы противоположный эффект, опасается член Межнационального консультативного совета при правительстве Москвы Хуршеда Хамракулова.

«Мы же все взрослые люди, и мы прекрасно понимаем, что когда сейчас в России говорят о противодействии религиозному экстремизму, то под этим по умолчанию понимается только одна религия, и это не христианство и не иудаизм. Я знаю, как часто на бытовом уровне дети впитывают как аксиому, что ислам — это синоним терроризма. И что школьникам — выходцам из мусульманских семей — порой приходится себя ощущать едва ли не изгоями в классах, где преобладают русские ребята», — рассказала она «Ридусу».

Проблема здесь в том, что если ребенок у себя в семье постоянно слышит от родителей, что мусульмане — это потенциальные террористы, то учителю будет очень сложно переломить в нем такое искаженное мировоззрение, вторит она главреду «Учительской газеты».

«Дело ведь в том, что детям абсолютно безразлично, кто какой национальности и религии. Дети по рождению, по природе толерантны! Нетерпимыми их делают сами же родители. Если вовремя эту обработку ребенка в духе нетерпимости не остановить — он, когда вырастет, станет легкой добычей тех подонков, которые прикрываются исламом для достижения своих преступных целей. Ведь почти никто из исламских экстремистов не читал Коран — они знают его в пересказе тех негодяев, которые используют этих молодых людей как пушечное мясо», — возмущается Хамракулова, этническая таджичка.

Поэтому курс основ исламской культуры может оказаться, пожалуй, самым важным из все предлагаемых вариантов, чтобы школьники — неважно, к какой конфессии относятся их родители — получили прививку от исламистской заразы, полагает она.

Как не ударить в грязь лицом

«Я недавно вернулся из Грозного и знаю, что число мусульман в России растет гораздо быстрее, чем число представителей любых других конфессий. Семьи у мусульман существенно многодетнее, и это важный фактор цивилизационного лица России в недалеком будущем», — сказал «Ридусу» директор Центра партнерства цивилизаций Вениамин Попов.

Именно поэтому критически важно гарантировать, чтобы новые поколения мусульман не оказались заражены вирусом политизированного ислама экстремистского толка, представители которого являют собой питательную среду для всего спектра террористов во всем мире, соглашается он с Хуршедой Хамракуловой.

«На планете ислам исповедует 1,7 миллиарда человек. Экстремистов среди них доли процента, если говорить об абсолютных цифрах. Но, как известно, ложка дегтя отравляет бочку меда», — напоминает Попов.