Религия

Зачем соберутся на Крите православные иерархи

3 3358

Событие, в ожидании которого вот уже несколько месяцев застыл весь православный мир, по всей видимости, превратится из исторического в фарс — Всеправославный собор, намеченный на 16−27 июня на Крите, пройдет без участия нескольких значимых для вселенского православия поместных церквей.

Между тем главный застрельщик мероприятия — патриарх константинопольский Варфоломей полон оптимизма и говорит о том, что собор состоится вне зависимости от того, приедут ли на него представители Болгарской, Антиохийской, Русской и каких-либо еще церквей. Однако, как сходятся во мнении эксперты, в таком случае все решения, которые будут приняты в ходе встречи представителей остальных православных деноминаций, не будут иметь соборной силы и не распространятся на весь православный мир.

Восьмой вселенский?

Для церковных кругов и многих верующих православных россиян подготовка к собору была и остается темой номер один в информационном пространстве последних нескольких месяцев. По поводу предстоящего события было сломано много виртуальных копий. И вот, собственно, почему. Собор готовился на протяжении многих лет (по сути, начиная с 1961 года), и в нем должны были принять участие все существующие в настоящий момент поместные православные церкви, что в переводе на гражданский язык означает, что в мероприятии должен был участвовать весь православный мир. С учетом того, что такого рода событие проходило тысячу триста лет назад и получило название Седьмого вселенского собора, многие уже заранее начали называть встречу на Крите Восьмым вселенским собором.

Не менее важным было также и то, что во время критской встречи планировалось обсудить и утвердить сразу несколько документов. Ряд из них, например, «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», могли бы иметь поистине историческое значение. Но все пошло не так, как замыслил глава стамбульской кафедры. В результате на настоящий момент о намерении не принимать участие во Всеправославном соборе заявили представители Болгарской, Антиохийской, Грузинской, Сербской и Русской православных церквей. Тем не менее 10 автокефальных церквей (независимых церквей, каждая из которых имеет своего предстоятеля — патриарха) своих представителей пока не отзывали и, значит, участвовать в соборе будут. Однако и среди оставшихся автокефалий нет полного единства относительно предлагаемых к утверждению документов. А это, в свою очередь, означает, что они могут быть не приняты, так как для получения каждым документом соборной силы необходимо согласие всех участников встречи.

1 Подготовка Восьмого вселенского собора © sobor2016.com

Зачем?

Главный вопрос непосвященного человека в отношении Собора — а зачем вообще собираются церковные иерархи и на что решения собора могут повлиять? Ответ простой и сложный одновременно — решения собора имеют силу, которая стоит даже над решениями глав поместных церквей (патриархов или архиепископов). Собор — высший орган церковной власти. Благодаря общению деятелей церкви во время собора принимаются решения, которые потом становятся обязательными для исполнения всеми верующими.

Самые значимые соборы в истории церкви — вселенские — были посвящены спорным вопросам, по которым у православных были разногласия. Соборы позволяли их снять, так как к их решениям церковь всегда относилась как к озвученной воле Божией. Например, на последнем, Седьмом вселенском соборе, рассматривался вопрос иконопочитания. По результатам иерархи вынесли вердикт, согласно которому иконы не являются идолами, как до этого говорили некоторые деятели церкви и даже византийские императоры, тем самым прекратив смуту, длившуюся довольно долгое время. Таким образом, решения соборов всегда считались вербализированной волей главы Церкви — Иисуса Христа, выраженной через совместные решения участников саммита, так как, в отличие, например, от католицизма, в православии предстоятели не считаются главами Церкви и не могут брать на себя решения по самым сложным вопросам. В частности, догматическим. В противном случае они будут нелегитимными.

2 Всеправославное совещание на Родосе, 1964 © sobor2016.com

Всеправославный собор, начавшийся на Крите, также собирался для того, чтобы все православные церкви смогли принять решения по давно наболевшему вопросу дальнейших взаимоотношений с другими христианскими конфессиями. В том числе и с католицизмом. Вопрос этот всегда был острым и болезненным для православных, так как за тысячу лет, прошедших с раскола христианства на православие и католицизм, последователи папы римского неоднократно вели себя по отношению к православным, мягко говоря, некорректно. А зачастую и просто по-варварски. Обид было накоплено много. Но даже, если от них абстрагироваться, то остается основная проблема — православные церкви не считают католиков собственно церковью.

Связано это с тем, что в православном понимании Церковью можно называть только то сообщество верующих, в котором совершается таинство Евхаристии (Причастия). Причем не сам обряд как таковой, а именно таинство. Католиков в этой связи православная традиция считает утратившими благодать Святого Духа из-за раскола и связанного с ним изменения основных догматов христианского вероучения, принятых Римом в течение последнего тысячелетия, что привело к неспособности совершать настоящее таинство. Соответственно, православные христиане не могут быть в евхаристическом общении (то есть вместе готовить и причащаться Тела и Крови Христовой) с католиками. Для верующих это очень важный принципиальный момент. Связан он с тем, что заповедь христианам (практически основную во всем вероучении) обязательно и регулярно причащаться оставил лично Христос во время Тайной вечери. И именно с ней Он связал последующее личное спасение человека: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин, 6, 53)».

Происки Ватикана?

Но несмотря на то, что status quo в отношениях Рима и православного мира устоялся и существует уже много веков, во время Собора планировалось сделать несколько шагов для сближения обеих конфессий. Предлог — внешние вызовы христианскому миру, как то: массовые убийства последователей Христа на Ближнем Востоке, победное шествие гей-парадов по наиболее просвещенным мировым державам. Однако во имя гуманистических целей как-то забылись цели духовные, и в некоторых формулировках документов, которые должен будет принять Всеправославный собор, католиков называют церковью. И именно этот момент вызвал наибольшую настороженность со стороны неравнодушных к догматическим вопросам православных, так как, признав католицизм Церковью, Собор автоматически протягивает ему руку евхаристического общения, а это, в свою очередь, бьет уже по православию, поскольку, если можно так выразиться, уравнивает Церковь с еретиками.

3 Ватикан © pixabay.com

Почему рабочие группы, готовившие Всеправославный собор, проглядели этот тонкий момент — территория догадок. Хотя в подготовке мероприятия участвовали представители всех поместных церквей. Тем не менее в предложенных к утверждению Собором документах спорные формулировки остались. И именно они привели к тому, что Собор из Всеправославного превратился в собор нескольких поместных церквей.

Надо сказать, что внимание братьев по вере на качество тех документов, которые они собираются принять, первыми обратили афонские старцы, выпустившие около месяца назад документ, в котором были резко осуждены проекты резолюций. После появления афонского послания от участия в Соборе начали отказываться некоторые православные церкви. Иногда под техническими предлогами, как, например, Антиохийская церковь, отказавшаяся от участия в мероприятии из-за неурегулированных разногласий с Иерусалимской церковью. А за ними последовали уже остальные.