Минпромторг рассчитывает уже в этом году совместно с Минфином доработать и запустить программу продовольственной помощи населению. Об этом сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По его словам, программа уже прошла все основные этапы согласования с ведомствами. «Такая система работает во многих странах мира», — добавил министр.
По данным «Российской газеты», речь идет о том, чтобы перечислять нуждающимся гражданам на специальные карты баллы или бонусы для покупки продуктов российского производства, в том числе свежих овощей и фруктов, мясной и молочной продукции, птицы, рыбы, а также семян и саженцев. Эти баллы будут эквивалентами денег. Таким образом чиновники рассчитывают убить сразу двух зайцев — одновременно поддержать и малоимущие слои населения, и агропромышленный сектор отечественной экономики.
Подобная практика действительно достаточно распространена за рубежом, как признают опрошенные «Ридусом» эксперты. Но возможность ее имплантации в российскую реальность, тем более в этом году, вызывает некоторые сомнения.
«Само по себе решение создать такую программу в принципе правильное, — считает заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров, — государству действительно в социальной помощи нужно делать акцент на наиболее нуждающиеся слои населения».
«И помогать этим людям можно, не выдавая деньги напрямую, а зачисляя на карточку, с которой человек мог бы осуществлять социально значимые расходы, — рассуждает эксперт. — Более того, в принципе технологически возможно сделать так, чтобы человек покупал товары российского производства, исключить из этого потребления импорт или определенную группу товаров, например алкоголь или сигареты».Но возникают два серьезных препятствия. Первое заключается в выборе адресатов такой помощи. В России совершенно не развита система оценки нуждаемости населения, как поясняют специалисты, то есть мы крайне плохо понимаем, кто действительно бедный, а кто не очень. Так, теоретически к малоимущим слоям можно причислить почти всех российских пенсионеров, если опираться только на размер пенсии. Но ведь у многих из них есть дети и внуки, которые заботятся о своих пожилых родственниках и помогают им материально. А кто-то, допустим, неофициально сдает внаем квартиру и т. д.
© pixabay.com «Система оценки нуждаемости пока выстраивается, и когда будет выстроена, не очень понятно. Поэтому вопрос, кому мы будем раздавать эти карточки, остается открытым», — констатирует Владимир Назаров.Вторая существенная сложность заключается в финансировании. По сути, речь идет о том, чтобы дотягивать доходы людей хотя бы до прожиточного минимума, в структуре которого еда занимает как минимум половину. И возникает вопрос: сможет ли государство ежемесячно обеспечить половину прожиточного минимума, допустим, 15% населения. «Это достаточно большие деньги, примерно 0,4% ВВП, то есть около 350 млрд рублей», — отмечает экономист.
По его мнению, найти эти средства можно, даже без дополнительных расходов бюджета. Например, отменить льготу по НДС на те же продовольственные товары — сейчас с них уплачивается 10% вместо 18%. И вообще, на социальную помощь в России тратятся триллионы рублей, но достаются они зачастую далеко не бедным гражданам.
«Но все это — огромная работа, которую невозможно проделать в этом году», — уверен эксперт. В этом году максимум можно разработать прототип и протестировать его: выбрать 5−10 человек, раздать им карточки и посмотреть, как это работает. А на то, чтобы создать полноценную систему, потребуются огромнейшие административные усилия и минимум несколько лет.
© pixabay.com«Это обстоятельство вообще может поставить под сомнение эффективность такой программы», — считает генеральный директор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. Он отмечает, что в западных странах они работают, поскольку есть отлаженная технология администрирования такого рода процессов и определенное состояние общества, когда не возникает тема откатов и тому подобное. «В таких условиях добавить в отлаженный механизм еще один элемент не сложно. В России же систему администрирования придется выстраивать с нуля, и не исключено, что КПД в итоге окажется, как у паровоза», — иронизирует эксперт.
«Очень хотелось бы посмотреть корректные расчеты: сколько новых людей потребуется, сколько будет стоить разработка и поддержание программного продукта, чтобы все это работало, посмотреть на затраты. Тогда можно прикидывать. Пока же есть ощущение, что из тех денег, которые выделены, больше половины уйдет на процесс создания и администрирование всего этого, а собственно нуждающимся и аграриям достанется мало», — говорит экономист.Соглашаясь с тем, что сама по себе идея одновременно помочь и нуждающимся, и аграриям в общем правильная, он опасается, что в текущих условиях может получиться ситуация, как с кондукторами в автобусах: давно известно, что их наличие не увеличивает сбор платы за билеты, поскольку оплата труда кондуктора примерно соответствуют тому, что удается собрать дополнительно. И не проще ли будет вместо изобретения сложных схем просто дать денег напрямую и беднякам, и сельхозпроизводителям?