Экономика

Зачем в России снова вводят продуктовые карточки

41 4085

Минпромторг рассчитывает уже в этом году совместно с Минфином доработать и запустить программу продовольственной помощи населению. Об этом сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По его словам, программа уже прошла все основные этапы согласования с ведомствами. «Такая система работает во многих странах мира», — добавил министр.

По данным «Российской газеты», речь идет о том, чтобы перечислять нуждающимся гражданам на специальные карты баллы или бонусы для покупки продуктов российского производства, в том числе свежих овощей и фруктов, мясной и молочной продукции, птицы, рыбы, а также семян и саженцев. Эти баллы будут эквивалентами денег. Таким образом чиновники рассчитывают убить сразу двух зайцев — одновременно поддержать и малоимущие слои населения, и агропромышленный сектор отечественной экономики.

Подобная практика действительно достаточно распространена за рубежом, как признают опрошенные «Ридусом» эксперты. Но возможность ее имплантации в российскую реальность, тем более в этом году, вызывает некоторые сомнения.

«Само по себе решение создать такую программу в принципе правильное, — считает заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров, — государству действительно в социальной помощи нужно делать акцент на наиболее нуждающиеся слои населения».

«И помогать этим людям можно, не выдавая деньги напрямую, а зачисляя на карточку, с которой человек мог бы осуществлять социально значимые расходы, — рассуждает эксперт. — Более того, в принципе технологически возможно сделать так, чтобы человек покупал товары российского производства, исключить из этого потребления импорт или определенную группу товаров, например алкоголь или сигареты».

Но возникают два серьезных препятствия. Первое заключается в выборе адресатов такой помощи. В России совершенно не развита система оценки нуждаемости населения, как поясняют специалисты, то есть мы крайне плохо понимаем, кто действительно бедный, а кто не очень. Так, теоретически к малоимущим слоям можно причислить почти всех российских пенсионеров, если опираться только на размер пенсии. Но ведь у многих из них есть дети и внуки, которые заботятся о своих пожилых родственниках и помогают им материально. А кто-то, допустим, неофициально сдает внаем квартиру и т. д.

© pixabay.com «Система оценки нуждаемости пока выстраивается, и когда будет выстроена, не очень понятно. Поэтому вопрос, кому мы будем раздавать эти карточки, остается открытым», — констатирует Владимир Назаров.

Вторая существенная сложность заключается в финансировании. По сути, речь идет о том, чтобы дотягивать доходы людей хотя бы до прожиточного минимума, в структуре которого еда занимает как минимум половину. И возникает вопрос: сможет ли государство ежемесячно обеспечить половину прожиточного минимума, допустим, 15% населения. «Это достаточно большие деньги, примерно 0,4% ВВП, то есть около 350 млрд рублей», — отмечает экономист.

По его мнению, найти эти средства можно, даже без дополнительных расходов бюджета. Например, отменить льготу по НДС на те же продовольственные товары — сейчас с них уплачивается 10% вместо 18%. И вообще, на социальную помощь в России тратятся триллионы рублей, но достаются они зачастую далеко не бедным гражданам.

«Но все это — огромная работа, которую невозможно проделать в этом году», — уверен эксперт. В этом году максимум можно разработать прототип и протестировать его: выбрать 5−10 человек, раздать им карточки и посмотреть, как это работает. А на то, чтобы создать полноценную систему, потребуются огромнейшие административные усилия и минимум несколько лет.

© pixabay.com

«Это обстоятельство вообще может поставить под сомнение эффективность такой программы», — считает генеральный директор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. Он отмечает, что в западных странах они работают, поскольку есть отлаженная технология администрирования такого рода процессов и определенное состояние общества, когда не возникает тема откатов и тому подобное. «В таких условиях добавить в отлаженный механизм еще один элемент не сложно. В России же систему администрирования придется выстраивать с нуля, и не исключено, что КПД в итоге окажется, как у паровоза», — иронизирует эксперт.

«Очень хотелось бы посмотреть корректные расчеты: сколько новых людей потребуется, сколько будет стоить разработка и поддержание программного продукта, чтобы все это работало, посмотреть на затраты. Тогда можно прикидывать. Пока же есть ощущение, что из тех денег, которые выделены, больше половины уйдет на процесс создания и администрирование всего этого, а собственно нуждающимся и аграриям достанется мало», — говорит экономист.

Соглашаясь с тем, что сама по себе идея одновременно помочь и нуждающимся, и аграриям в общем правильная, он опасается, что в текущих условиях может получиться ситуация, как с кондукторами в автобусах: давно известно, что их наличие не увеличивает сбор платы за билеты, поскольку оплата труда кондуктора примерно соответствуют тому, что удается собрать дополнительно. И не проще ли будет вместо изобретения сложных схем просто дать денег напрямую и беднякам, и сельхозпроизводителям?