Общество

Зачем Владимир Путин вступился за "Ланта-Тур"

7 339

Могильщик «Ланта-тур вояж» - Андрей Калмыков, коммерческий директор Аэрофлота. Эта версия набирает все большую популярность в туристических кругах. Занятно, что она никак не противоречит, скорее, дополняет расползшуюся по СМИ версию – банкротство стало следствием «невозможности продления кредитной линии «Ланта-тур» в «Мастер-банке». В эту версию вписывается и неожиданная инициатива Путина поспособствовать разрешению ситуации деньгами одного из госбанков, в лице которого выступит, видимо, ВТБ.

Роковая зависимость Ланты от продления своей кредитной линии возникла вследствие особенностей отечественного турбизнеса. Участники его вынуждены беспрестанно демпинговать и подсиживать друг друга, не чураясь сомнительных финансовых схем. И, конечно, вступая в еще более сомнительные коррупционные связи. Аэрофлот - одна из структур, связь с которой становится все более сомнительной, как минимум, для репутации туроператора. Но оттого связь эта все более желанна – парадокс: в нынешней России пренебрежение репутацией оборачивается ростом капитализации.

«Желанности» Аэрофлоту придает приказ Минтранса № 92, который делает обязательным согласование чартерных программ с назначенным перевозчиком, в роли которого обычно выступает Аэрофлот. Ну, то есть возжелало «Трансаэро» летать в Милан, Венецию и Рим в 2011 году. Аэрофлот же строчит в Росавиацию возражение. И «Трансаэро» больше туда не летает. Высаживая конкурентов с популярных туристических направлений через самые что ни на есть «прозрачные процедуры», Аэрофлот ставит туроператоров во все более раскоряченное положение, которое закреплено договорами с авиаперевозчиком. Туроператорам предписано выбирать оговоренное количество мест в самолетах под угрозой штрафов, а то и расторжением договора с перевозчиком. Вот и растут на просторах туристической отрасли финансовые пирамиды, одна выше другой.

Пирамида «Ланта-тур вояж» лишь очередная, схлопнувшаяся после «Капитал тур», «Касио Турс», «СКМ-Трэвел» и т.д. Еще 13 января нынешнего года задолженность Ланты перед Аэрофлотом составляла 45 млн. рублей при банковской гарантии в 27 млн. Эта ситуация уже попахивала керосином, причем керосином от автозака, а вовсе не авиационным. Калмыков знал об этом и на голубом глазу посулил загнанному в угол руководству Ланты билетов еще на 16 млн. рублей под вероятные гарантии «Мастер-банка» продлить кредитную линию туроператора. Однако триумвират из туроператора, крупнейшего авиаперевозчика и банка, в Совете директоров которого заседает Игорь Путин (двоюродный брат нашего национального лидера), неожиданно развалился. Неожиданно для Ланты и ее клиентов, которые выстроившись на регистрацию, дабы отправиться в загранпутешествие, узнали, что их перелет не оплачен, поскольку «Мастер-банк» так и не выдал на это денег. Зарезервированные под клиентов Ланты места в самолетах Аэрофлота перевозили воздух. В итоге Аэрофлот потерял на этой афере – 34 млн. рублей. Их можно назвать недополученной выгодой. Хотя это фактически убытки. Но что до того Калмыкову – на его премиальных никакие убытки никак не отражаются.

«Мастер-банк» и Аэрофлот попросту кинули Ланту. Вообще, они были обречены на дружеский альянс. Ну, прежде всего, говорят, нынешний гендиректор Аэрофлота Виталий Савельев одновременно является двоюродным братом жены Дмитрия Медведева. Понятно, что партнер в лице другого двоюродного брата Путина – был предначертан им судьбой. Хотя это, скорее, фольклор. Но как бы там ни было при новой аэрофлотовской команде, в которую входит и Калмыков, «Мастер-банк» включился в бонусную программу Аэрофлота. Ну, а кроме того, «Мастер-банк» обслуживает, по сути, дочернюю компанию Аэрофлота – «Санрайз-тур». Калмыков некогда руководил и владел ею. А сейчас эти функции он передал своей супруге и матушке – Оксане и Евгении Калмыковым (соответственно).

Есть мнение, что «Ланта-тур» кинули в интересах «Санрайз-тур», которому надо развивать новые направления. Сейчас Санрайз заточен на Египет и Турцию. Курорты не самые престижные. Египет и вовсе чахнет из-за политических катаклизмов. При этом Аэрофлот пытается выиграть от банкротства Ланты еще и репутационно, сообщив о желании перевозить зависших в Юго-Восточной Азии туристов без дополнительных сборов. Сделано это было, правда, вслед за «Трансаэро». Хотя кто там будет разбираться. Занятно другое, желание возить наших брошенных сограждан проснулось в руководстве Аэрофлота после того, как оно получило гарантии погашения издержек на это мероприятие из госбюджета. Издержки «Мастер-банка», которому Ланта по-любому осталась должна, так же покроют, правда, скорее всего, не из госбюджета, а страховкой рисков туроператора.

Однако есть и иное мнение, что предписывая Калмыкову и его партнерам из «Мастер-банка» способности широколобых махинаторов, мы переоцениваем этих ребят. Бизнес Санрайза и Ланты слишком разнопрофильные, и вряд ли премудрые жена и матушка Калмыкова смогут воспользоваться проблемами конкурента. Все банальней: топ-менеджмент Аэрофлота - реально никудышен. Если в случае с Лантой топ-менеджмент этот лишил собственную авиакомпанию 34 млн. рублей, то в случае с «Капитал-туром» суммы были еще больше. А нынешняя история, как под копирку, списана с банкротства Капитала. Тогда опять же, по личному распоряжению Калмыкова, также было разрешено открытие продаж. К сведению, общая задолженность «Капитал-тура» превышает 1,5 млрд. рублей.

Калмыков в этой ситуации держится отменно, как и вся гоп-компания из руководства Аэрофлота. 27 января, когда о проблемах «Ланта-тур вояж» только начали шушукаться в профессиональных кругах, а клиенты компании в количестве нескольких сот человек на стойках регистрации только узнали, что никуда не летят, корреспондент БАНКО (от же Турдом) дозвонился до Андрея Калмыкова. Портал сообщает: «Информацию о сотнях неулетевших он опроверг. «Ерунда какая-то. Сегодня у нас было два рейса в Бангкок, не улетело только 12 человек. Туроператор «Ланта-тур вояж» не выписал им билеты. Почему не выписал, не знаю», - сообщил г-н Калмыков. На вопрос о том, имеет ли «Ланта-тур вояж» задолженность перед Аэрофлотом, Андрей Калмыков ответил буквально следующее: «Если было бы что-то серьезное, то я был бы в курсе».

Почему Калмыкову все сходит с рук? Его «крышует» Виталий Савельев, с которым они делят прибыли. После «удачи» с Капиталом и большим количеством удач Санрайза (напомним, что Санрайз «выиграл» аэрофлотовские торги за места на Турцию прошлым летом, дав цены выше, чем «Тез-тур»), Савельев поручил Калмыкову заняться всем производством (летным парком, обслуживанием на борту, и т.п.), подняв в должности до своего первого зама. Занятно, что «Тез-тур» жаловался на Аэрофлот самому Дворковичу. На эти жалобы в авиакомпании ответили, что «по результатам проверки нарушений не выявлено».

Путин, выступая с инициативой разобраться в ситуации и подсобить пострадавшим, в том числе финансами, в первую очередь, выводит из-под удара «Мастер-банк». Но подспудно он помогает и Аэрофлоту. Заодно незатейливую комбинацию «Калмыкова и Ко» сейчас прикрывает следственный комитет. 31 января возбуждено уголовное дело в отношении руководителей туристической компании «Ланта-тур вояж» по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере). В принципе, пострадавшие туристы, скорее всего, поддержат подобное решение. Ну, их можно понять.

Примечательно, что некоторые деятели отечественного турбизнеса по наивности поспешили уличить СК в конфронтации с Владимиром Путиным, который в предвыборных воззваниях затребовал ослабить государственный контроль над бизнесом и руководствоваться, в первую очередь, «презумпцией добросовестности бизнеса». Но в СК-то знают, что, прежде всего, ослабление госконтроля и полная презумпция (всего, чего угодно) должны работать в отношении бизнесов, родственных Владимиру Владимирычу. А эта норма в отечественных авиаперевозках и турбизнесе, во всяком случае, соблюдается беспрекословно.