Интернет СМИ

«Задача фейков — посеять панику»: в ОП РФ дали анализ предвыборным вбросам

0 2045

В Общественной палате России представили результаты мониторинга распространения фейков в 2021 году, а также информационных вбросов, публиковавшихся в ходе избирательных кампаний двух последних электоральных циклов.

В ходе презентации директор «Лиги безопасного интернета», член ОП РФ Екатерина Мизулина подтвердила, что распространение фейков стало серьезным вызовом сегодняшнего дня — причем не только для России: власти Франции, США, Великобритании и многих других государств разрабатывают законодательные механизмы борьбы с недостоверной информацией в СМИ и Сети.

«К сожалению фейки всегда возникают вокруг каких-то ключевых событий, будь то чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, пандемия или какие-либо крупные внутриполитические события, — подчеркнула Мизулина. — В 2020 году ОП РФ в ходе общественного мониторинга зафиксировала порядка 35 тысяч фейков по самым разным темам. Это и коронавирус, и вакцинация, и локдаун, и единый день голосования, и общероссийское голосование по поправкам в Конституцию, в ходе которого было выявлено 8407 фейков».

С начала июля этого года мы также зафиксировали активное появление фейков о той избирательной кампании, которая сейчас проходит на территории России. Первые фейки были распространены с территории иностранных государств, входящих в блок НАТО — Польши и Латвии, а также с территории Украины.

По словам Мизулиной, на сегодняшний день количество выявленных фейков за этот год составило около 39 тысяч. Из них почти четыре тысячи касаются грядущих выборов — и их количество продолжает расти: в неделю перед выборами число информационных вбросов на эту тему существенно увеличится.

Первый замглавы комиссии ОП РФ по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич рассказал о механизме распространения фейков. Изначальная фейковая публикация в ходе репостов постоянно редактируется, создавая вал ложной информации по одной теме.

С точки зрения закона каждое такое размещение — это фейк. С другой стороны, точек роста и запуска фейков не так много: есть отдельные СМИ, которые специализируются на посеве фейковой информации, и отдельные аккаунты с привлечением бот-сеток, которые осуществляют вброс фейка, а дальше это начинает распространяется органикой. Цифры официально зафиксированных фейков, на которые обратили внимание правоохранители и дали официальное опровержение госорганы, измеряются сотнями, но РКН четко и оперативно пресекает эти истории, — подчеркнул эксперт.

Малькевич также указал на необходимость выявления первоисточников информационного вброса — и этим правоохранители должны заниматься в партнерстве с онлайн-площадками и соцсетями.

Чтобы не было иллюзий: фейками занимаются профессионалы, по прямому указанию, по задачам, которые ставят конкретные заказчики. Их задача — посеять панику. Идет сознательная, большая информационная кампания давления на людей, для того чтобы их ввести в такое мятущееся состояние и пытаться ими манипулировать, параллельно пытаясь делегитимизировать наш избирательный процесс. Поэтому мы будем продолжать проводить точечные обучающие семинары с региональными СМИ, региональными палатами, рассказывая, как бороться в режиме реального времени.

В свою очередь директор «Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды», член ОП РФ Денис Заварзин отметил, что распространение информационных вбросов часто направлено на подрыв основ конституционного строя и внутреннего понимания государственного устройства — в том числе, среди молодежи.

Информационные волны ориентированы на каждую конкретную группу или сегмент аудитории. Как подрастающему поколению, так и старшему поколению всегда нужно оценивать информацию через критическую призму. Анализируя информацию, нужно оценивать на какую аудиторию она воздействует, кто организатор, кто заказчик, нужно определить, кто пострадавшая сторона и какие глобальные цели преследуются, — подчеркнул Заварзин.

Участники обсуждения отдельно отметили, что Общественная палата РФ выступает за ужесточение наказания для распространителей фейков в СМИ и соцсетях.