Экономика

Заградительные меры как оздоровление экономики страны

0 2909

Отечественная промышленность нуждается в защитных экономических мерах: необходимость этого подчеркивают и игроки рынка, и эксперты. Чтобы не впасть в зависимость от Китая после зависимости от западного бизнеса, стоит ввести высокие пошлины, чтобы закрыться от китайской экспансии и сохранить приоритет за российским бизнесом. Самые важные сферы с точки зрения такой защиты: машиностроение, самолетостроение, судостроение и производство подъемного оборудования, в том числе канатных дорог.

Уйти от «азиатской» зависимости

Игроки и эксперты российского рынка уже не раз говорили, что отечественных производителей необходимо защищать. Российская промышленность наконец начала восстанавливаться и расти после ухода западных конкурентов, но теперь появилась экономическая угроза со стороны Азии. В первые месяцы 2022 года это было хорошим подспорьем, но сейчас Китай демпингует во многих сферах и при этом предоставляет оборудование слабого качества и сниженной надежности, пример — тот же авторынок, где китайские производители уже проявили себя неблагонадежно: их продукция имеет серьезные проблемы.

В итоге недавно депутаты Госдумы предложили ввести пошлины на китайские авто, чтобы защитить российский рынок. Председатель комитета госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг убежден, что отечественные отрасли справятся сами, и сдаваться слабому китайскому качеству неправильно: «Нам не нужны зарубежные партнеры, мы сами все можем сделать. Мотивировать их локализовать производство не нужно, надо своих мотивировать. Нужно защищать свои рынки, весь мир так делает».

Введение заградительных пошлин, чтобы защищать права и возможности своих внутренних производителей — общемировая практика, напоминает депутат. Защита от китайской продукции плюс господдержка российского бизнеса — это оздоровит экономическую обстановку в стране, убежден Гартунг. С ним согласны и участники рынка, к примеру, генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев предостерег, что излишнее «увлечение» китайской продукцией приведет отечественный рынок к зависимости от КНР: «Чтобы защитить отечественное производство, можно ввести квоты или пошлины на импорт автопродукции».

Санкции, введенные Европой, стали для России в какой-то степени спасением: мы избавились от зависимости от западной экспансии продукции, но теперь, действительно, важно не впасть в зависимость от азиатского, китайского рынка: Китай тут же начал стремиться захватывать освободившиеся от европейского бизнеса ниши, а это мешает развивать отечественную промышленность, соглашается Павел Пенкин, юрист, экономист, общественный деятель, заместитель председателя комиссии по аудиту, бухгалтерскому учету и налогово-финансовому консультированию "ОПОРА РОССИИ":

«Ранее наша страна очень плотно подсела на всё европейское, начиная с одежды и заканчивая крупным машиностроением. Даже такое направление, как сложное станкостроение - то, чем всегда гордилась наша страна — ушло в прошлое с появлением крупных европейских производителей. Это было мощно, современно, красиво и дорого, но сервисная модель, которая давала основную маржу производителю, позволила зарубежным производителям прочно занять ниши и привязала Россию как к запчастям, так и к апгрейду».

Как подчеркивает экономист, очевидно, что от ввода санкций выиграли отечественные производители, которые могут показывать конкурентоспособность, они начали уверенно занимать освободившиеся ниши, но российский бизнес нуждается в поддержке, поскольку появляется конкуренция со стороны Китая:

«Китай приходит в Россию, в том числе, в сфере автомобилестроения, машиностроения. А также, как можно наблюдать, и в производстве подъемного оборудования: в этой нише европейские бренды ушли, российские вполне успешно развивают эту сферу, но из КНР, как уже мы знаем из публичных источников, тоже поступают предложения —от китайского производителя BMHRI, хотя ранее наша туриндустрия не слышала о таком бренде, Россия эксплуатировала только мировые бренды канатных подъемников из Европы».

«Рисковать качеством нельзя»

Предлагаемые пошлины на китайские авто — логичная мера, замечает эксперт, как и в целом было бы важно продумать вопрос заградительных пошлин для ввоза китайского оборудования, чтобы дать отечественным производствам набирать мощности и обеспечивать спрос внутреннего рынка. Причем сам Китай именно так и поступает: он вводит высокие пошлины для ввоза к себе импортной продукции, чтобы помогать своему бизнесу развиваться, и это хороший пример для России. Да, приток китайской техники позволил избежать коллапса инвестиций в 2022–2023 годах, но в перспективе такой поток из Китая несет и риски: производители из КНР могут занять ниши, которые ждут роста российских производств. Бизнес тревожится: нужно защитить национальное производство, для этого стоит ограничить экспансию импорта из Китая.

«Если говорить о китайском автопроме, то с точки зрения качества Китаю еще есть над чем работать, но они быстро учатся, поэтому это лишь дело времени, — предупреждает Павел Пенкин. — Поэтому на примере автопрома становится понятно, что ключевое для России - защищать свой рынок заградительными пошлинами. Тогда мы сможем дать фору тем отечественным производителям, которые конкурентоспособны. И при этом аккуратно балансировать между импортным и отечественным там, где нам еще нужно расти. Но однозначно можно сказать, что российскому рынку нельзя идти на уступки и соглашаться на китайские предложения со слабым качеством и низкой надежностью. Известно, в частности, что Китай использует непрочный металл, а также снижает гарантийные сроки на свою продукцию — и если говорить о сфере подъемного оборудования, то это критичные показатели не в пользу китайских предложений: канатные дороги — объект повышенной опасности, это серьезные транспортные системы, перевозящие людей, и рисковать качеством здесь нельзя».

Защитить рынок от китайских бизнес-подходов

Что касается производства сложного оборудования для горнолыжной отрасли, которая сегодня показывает бурный рост и насыщает экономику страны, то Россия за эти несколько лет после 2022 года сильно продвинулась в этом вопросе, отечественные производители подъемного оборудования уже обеспечивают курорты и ПО, и запчастями для подъемников, и уже производятся отечественные канатные дороги. Китайская альтернатива на этом рынке вряд ли будет иметь успех, как уже отмечали представители Минпромторга, сертификацию китайские канатные дороги в России вряд ли пройдут, это отмечали и представители Минпромторга: Россия сейчас уже имеет строгие стандарты по подъемным механизмам, а в этом году введут еще более жесткие ГОСТы в этой сфере.

Поэтому, полагает эксперт, пошлины и в этой сфере производства тоже может помочь защитить рынок — как отечественных производителей канатных дорог, так и пользователей такой продукции (горнолыжные курорты страны).

«Конечно, любая тарифная война должна быть просчитана до мелочей, — напоминает Павел Пенкин. — Допустим, перед тем как запретить ввоз китайских станков, нужно сначала убедиться в том, что промышленность не встанет колом и есть чем их заменить, причем очень быстро. А значит, важно развивать отечественное производство и полностью его релоцировать, то есть производить стопроцентно локальную, отечественную продукцию, чтобы снизить зависимость от импортных комплектующих. Этим путем сейчас идет самолётостроение, отрасль оборонной промышленности, химическая, пищевая промышленность, а также производство подъемного оборудования — в частности, в сфере создания канатных подъемников Россия уже готова закрывать спрос горнолыжных курортов своими силами, о чем заявлял Минпромторг, а премьер РФ Михаил Мишустин уже анонсировал начало производства в 2025 году полностью локальных канатных дорог на площадке новейшего завода холдинга РУСЛЕТ в Тверской области».

Вообще, как отмечает Павел Пенкин, надо и в целом помнить о самом бизнес-подходе Китая и защищать от него свой рынок:

«Китай умеет прекрасно копировать западные технологии, но не выдает оригинальных собственных решений, тогда как российские разработчики всегда славились собственной сильной инженерной мыслью: мы не копируем, мы создаем свое, реализуя сильные идеи».

Не так давно президент России Владимир Путин говорил о международном разделении труда, напоминает экономист: «И стоит добавить, что, действительно, нам не нужно производить всё, но нам нужно сосредоточиться на том, что мы умеем делать лучше всего, и на том, в чем мы конкурентоспособны. В остальном мы или догоняем, но поэтапно и без надрыва, или балансируем, имея выбор поставщиков, чтобы не зависеть от одного единственного, - в данном случае, как пример, Китая — который в какой-то момент может просто взять и кинуть — как это сделала, скажем, Европа. Это реалии настоящего времени: каждый играет сам за себя».