Глава администрации Тайваня Лай Циндэ не имеет полномочий выступать от имени Пекина по вопросам территориальной принадлежности России. Ему стоит сосредоточиться на решении проблем самого острова, заявила официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова. Этот комментарий размещен на сайте российского внешнеполитического ведомства.
Ранее Лай Циндэ высказался, что для Пекина проблема Тайваня якобы не связана с территориальной целостностью, иначе, по его мнению, Китаю следовало бы вернуть земли, переданные Российской империи по Айгунскому договору XIX века. «Россия твердо придерживается принципа одного Китая, и правительство КНР является единственным законным правительством Китая. Поэтому глава тайваньской администрации не имеет права делать заявления от имени Пекина. Тайбэю стоит здраво оценивать свои возможности и не претендовать на чужие территории», — подчеркнула Захарова в своем комментарии.
Она также отметила, что мнения отдельных политиков, «обуреваемых реваншистскими настроениями», не являются для Москвы значимыми. «Подстрекаемый американцами к сепаратизму Лай может сколько угодно высказываться, это не принесет ничего положительного ни ему, ни жителям Тайваня. Ему бы стоило заняться экономическими проблемами острова и конструктивно подойти к предложениям КНР о мирной унификации с материковой частью Китая. Мы уверены, что такое же мнение разделяют наши друзья в Пекине», — добавила Захарова.
Официальный представитель МИД РФ напомнила, что Россия и Китай зафиксировали взаимный отказ от территориальных претензий в договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 2001 года. «Окончательные вопросы пограничного урегулирования были решены подписанием Дополнительного соглашения о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части 14 октября 2004 года и его ратификацией. Эта позиция подтверждена в нескольких совместных документах, принятых на высоком уровне», — отметила Захарова.
Айгунский договор 1858 года юридически закрепил принадлежность России левого берега реки Амур от реки Аргуни до устья, тогда как правый берег до реки Уссури был закреплен за Китаем. Некоторые китайские историки считают этот договор неравноправным, указывая на то, что он был навязан Россией, используя экономическое и военное превосходство над Китаем. Похожий договор династия Цин подписала с Японией в 1895 году после поражения в японо-китайской войне, по которому Тайвань был передан Японии.
Официальные отношения между центральным правительством Китая и провинцией Тайвань были прерваны в 1949 году после того, как силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши, потерпевшие поражение в гражданской войне, перебрались на Тайвань. Деловые и неформальные контакты между островом и материковым Китаем возобновились в конце 1980-х годов. С начала 1990-х годов взаимодействие стало вестись через неправительственные организации: пекинскую Ассоциацию развития отношений через Тайваньский пролив и тайбэйский Фонд обменов через пролив.
Китай считает Тайвань неотъемлемой частью КНР, а соблюдение принципа «одного Китая» — обязательным условием для других государств, желающих установить или сохранить дипломатические отношения с КНР. Принцип «одного Китая» соблюдается и США, несмотря на наличие тесных контактов с Тайванем и поставки оружия острову.
Напряженность вокруг Тайваня значительно возросла после визита Нэнси Пелоси, занимавшей пост спикера палаты представителей США, в августе 2022 года. Китай, считающий Тайвань своей провинцией, осудил визит, расценив его как поддержку тайваньского сепаратизма со стороны США, и провел масштабные военные учения.