Захар Прилепин — это творческий псевдоним. Настоящее имя писателя Евгений. Для литературной работы он взял имя своего деда.
Прежде, чем стать литератором, Прилепин попробовал себя в роли разнорабочего, охранника и командира ОМОНа, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 году и в 1999 году в Дагестане, что нашло отражение на страницах его книг.В 1999 году Захар занялся журналистикой, устроившись в нижегородскую газету «Дело». Примерно в это же время он начал работу и над своей первой книгой, романом «Патологии». На журналистском поприще Прилепин трудиться по сей день, являясь колумнистом «Огонька» и «Новой газеты», шеф-редактором сайта «Свободная пресса» и гендиректором нижегородского представительства «Новой газеты».
В своем творчестве Прилепин не ограничивается работой с пером и бумагой. В 2011 году он принял участие в записи песни «Котята» рэп-группы «Лед 9» — сайд-проекта группы 25/17. Вскоре он собрал собственную группу «Элефанк», а в 2015 году выпустил сольный диск «Охотник», записать который ему помогли такие легенды русского рока, как Константин Кинчев («Алиса»), Александр Ф. Скляр («Ва-банкъ») и Дмитрий Ревякин («Калинов мост»).
Захар пробовал себя в качестве актера в нескольких клипах группы 25/17, а также исполнял эпизодические роли в фильмах «Инспектор Купер» и в экранизации собственного произведения «Восьмерка». По книгам Прилепина сняты фильмы «Белый квадрат» и «Восьмерка», поставлены спектакли «Отморозки», «Допрос», Sankya, «Если долго идти навстречу» и «Ты чё такой похнюпый?»
В 2014 году Прилепин посетил Новороссию в качестве военкора «Комсомольской правды» и «Свободной прессы». После этого он решил заняться благотворительностью, собрав сначала 3 миллиона, а потом еще 12 миллионов рублей на закупку гуманитарной помощи жителям Донбасса. По его приглашению Александр Ф. Скляр дал несколько концертов в Луганске. Прилепин снял документальный фильм о происходящем в Новороссии «Не чужая смута».
Захар Прилепин обладает высокой толерантностью к алкоголю. Большое количество выпитого спиртного не влияет на ясность мысли и координацию писателя. После серьезного застолья он может, к примеру, дать несколько интервью и не позволить себе сказать ничего лишнего, сохраняя при этом блестящий слог.
Прилепин читает много и хаотично: современную и классическую, русскую и зарубежную прозу, поэзию, биографии, мемуары участников Гражданской войны в России, книги по краеведению, справочники по оружию и многое другое. Захар может параллельно читать с десяток книг.
Жизнь Прилепина настолько насыщена, что многие, казалось бы, важные вещи из своей биографии он практически не помнит. Это касается, например, его публичной полемики с олигархом Петром Авеном, который написал критическую рецензию на роман «Санькя». Другому литератору этого хватило бы на том мемуаров, а Прилепин начисто забыл об этой истории. То же касается и нашумевшего «Письма товарищу Сталину», которое буквально раскололо российскую интеллектуальную среду на два лагеря.
Прилепин гордиться тем, что пожал руку самому Пушкину… заочно. «Пушкин жал руку Гоголю, Гоголь — Тургеневу, Тургенев — Горькому, Горький — Леонову, Леонов — Распутину, а уже Распутину руку жал я», — говорит Захар. Таким образом он продолжил известное изречение Леонида Леонова, гордившегося знакомством с Горьким.
Любимые цитаты Прилепина: «Разве я сторож брату своему?» (Каин). «Говорили, будто я оскорбил королеву Пруссии, вовсе нет. Я только сказал ей: „Женщина, возвращайся к своей прялке и хозяйству“. Мне не в чем себя упрекнуть. Я велел освободить ее фаворита Хатцфельда, а то бы его расстреляли» (Наполеон). «Умрешь — и все узнаешь; или перестанешь спрашивать» (Лев Толстой).