Экономика

Заложниками в «войне чипов» становятся союзники США

0 1929

Китай направит технологическое оружие Вашингтона против своих азиатских соседей в 2025 году. Ограничения, введенные США на импорт полупроводников и других товаров, сдерживают развитие искусственного интеллекта во второй по величине экономике мира. Пекин начинает принимать ответные меры. Но больнее всего они ударят по Японии и Южной Корее, которые сильнее зависят от КНР.

Как все началось

«Войну чипов» затеял уходящий президент США Джо Байден: в 2022 году он ввел радикальные меры, чтобы перекрыть Китаю доступ к передовым чипам и технологиям их производства. С тех пор Вашингтон расширил возможности контроля, чтобы охватить более широкий спектр оборудования и материалов, включая станки и инструменты, производимые голландским гигантом ASML и японской компанией Tokyo Electron. В декабре администрация Байдена добавила более 100 китайских компаний в свой список торговых ограничений в рамках нового пакета мер контроля.

Джо Байден

© wikipedia.org

Пекин не остался в долгу. В середине 2023 года он начал требовать выдачи лицензий на экспорт галлия, германия, графита и сурьмы — материалов, жизненно важных для производства аккумуляторов, полупроводников, волоконной оптики и оружия. Правда, более пристальный анализ торговых потоков не выявил систематических отказов в таких разрешениях, рассказал Reuters исследователь из аналитической фирмы Trivium China Кори Комбс.

Но скоро это изменится. В ответ на очередную атаку Вашингтона китайское правительство объявило о полном запрете на экспорт некоторых из этих материалов в США. Это самая жесткая мера из всех, которые были приняты на данный момент, но, вероятно, не последняя.

Как утверждает агентство, Китай все больше отстает в области искусственного интеллекта. Местные технологические гиганты, такие как Tencent и Baidu, истощают свои запасы запрещенных к поставкам чипов Nvidia и у них не остается иного выбора, кроме как обратиться к отечественным альтернативам для обучения своих моделей ИИ. Но новейший чип, разработанный Huawei, флагманом китайской технологической индустрии, на три поколения отстает от Nvidia, сообщает Bloomberg.

Ресурсы как оружие

На этом фоне Пекин потихоньку закладывает основу для превращения в оружие своей почти монополии на редкоземельные металлы и критические минералы. В июне правительство представило ряд нормативных актов, направленных на защиту запосов редкоземельных металлов в стране. Эти правила охватывают добычу, выплавку и торговлю ими и устанавливают государственную собственность на редкоземельные ресурсы.

Последний запрет на экспорт, введенный Министерством коммерции Китая, является следствием пересмотра существующих правил. В то время как в прошлом ограничения на поставки галлия и германия были частичными, новый единый режим предусматривает более строгий государственный надзор за технологиями и товарами, которые могут использоваться в гражданских и военных целях.

Предприятия, продающие определенные виды графита, который используется в аккумуляторах для электромобилей, должны сначала раскрыть информацию о своих зарубежных клиентах и конечном использовании материалов. Следуя примеру санкций Вашингтона, Китай также будет иметь «контрольный список» иностранных компаний, которые подлежат дополнительным ограничениям и лицензиям.

Рискованные угрозы

Есть важный нюанс: ориентация на американские компании, такие как Micron Technology или Tesla, в то время, когда испытывающая трудности китайская экономика нуждается в торговых партнерах, иностранных инвестициях и технологических ноу-хау, может привести к саморазрушению.

Здание фабрики Micron, Тайвань

© wikipedia.org

В 2023 году китайским инфраструктурным компаниям запретили покупать определенные чипы памяти у Micron. Тем ни менее, год спустя связи этой фирмы из Айдахо с Китаем укрепились: ее генеральный директор Санджай Мехротра встретился с китайским министром торговли, запуская новое производство в стране. Между тем, согласно прогнозам Visible Alpha, продажи автопроизводителя Tesla в Китае в 2025 году вырастут на 14% и составят 23 миллиарда долларов.

Удобная мишень

Зато у Пекина гораздо больше рычагов воздействия на союзников США в Азии. В опубликованном японским правительством официальном документе говорится, что почти треть импорта страны приходится на Китай, по сравнению с 13% у США. Эти товары варьируются от машин и оборудования до органических химикатов и электрооборудования. И, несмотря на официальные усилия по диверсификации цепочек поставок за пределы Китая, как показало отдельное исследование, зависимость Южной Кореи от КНР в отношении пяти из шести видов сырья, необходимых для производства микросхем, в 2023 году фактически возросла.

Это ставит корпоративных лидеров Токио и Сеула в уязвимое положение. Toyota в частном порядке выразила опасения, что Китай перекроет ей доступ к важнейшим полезным ископаемым. Кроме того, у компании есть заводы на материке. Южнокорейские производители чипов памяти SK Hynix и Samsung Electronics, а также специалисты по аккумуляторам LG Chem и SK On, находятся в схожей ситуации.

Одной угрозы введения экспортного контроля может быть достаточно, чтобы эти страны дважды подумали, прежде чем вступать в технологическую войну против Китая. У Пекина достаточно оружия, чтобы дать отпор. И в 2025 году Пекин будет испытывать его на союзниках США.