Общество

Замерзнуть за iPhone X: понты как способ самовыражения

5 5892

В пятницу, 3 ноября, в России стартуют продажи нового флагманского смартфона от компании Apple — iPhone X. В официальном интернет-магазине стоимость устройства начинается от 80 тысяч рублей. Но поклонников марки цифра не смущает: с четверга особо нетерпеливые из них начали вставать в очереди к разным московским магазинам, чтобы в числе первых приобрести юбилейный гаджет.

Правда, некоторые готовы уступить свое место в очереди за скромное вознаграждение (от 10 до 40 тысяч рублей). Соответствующие предложения появились, например, на Avito.

Почему люди готовы мерзнуть холодной ноябрьской ночью и доплачивать сверху за возможность чуть раньше других подобраться, по сути, к дорогой игрушке? С этим вопросом «Ридус» обратился к специалистам в области психологии и маркетинга.

Демонстративное поведение

Эксперты единодушны в том, что людям, которые ночуют в очереди за iPhone или покупают в ней места, в первую очередь свойственно демонстративное поведение и потребление. Им важно выделиться любой ценой. И если нет возможности сделать это за счет добрых дел и важных достижений, в ход идет особо броская одежда или вот такое наличие дорогой игрушки.

«Это способ презентовать себя, свою какую-то особость и значимость. Разумеется, это не характеризует человека с точки зрения его социальной зрелости. Потому что человек должен иметь какие-то другие достижения в жизни и отличаться чем-то другим важным, а не такими внешними, показушными явлениями», — отмечает заместитель директора Института психологии РАН Вера Кольцова.

Кроме того, это способ приобщиться к миру гламура, почувствовать превосходство. «Тот факт, что именно они стали первыми обладателями последней модели модного гаджета, как бы вводит таких персонажей в мир продвинутых, избранных, крутых людей. Ими двигает желание принадлежать вот к этому кругу и с гордостью продемонстрировать это своим друзьям, знакомым, коллегам на службе, родственникам, выставить в социальных сетях», — добавляет директор Центра практической психологии Сергей Ключников.

Ярмарка тщеславия

Нездоровый, на первый взгляд, ажиотаж вокруг модных новинок — это не болезненный феномен, а норма, соответствующая текущему состоянию общества, отмечают эксперты.

В общем экономическом развитии Россия достаточно серьезно отстает от западных стран, но взятая оттуда модель общества потребления интегрировалась вполне успешно. И это задает новые ценности и новые нормы поведения, хотя в памяти старших и даже средних поколений еще свежи времена, когда по ночам россияне стояли за книгами и билетами в театр, а не за мобильными телефонами.

«Сегодня мы живем в обществе потребления, в обществе массовой, обедненной культуры, ориентированной на среднего человека. Единственное, что можно сделать, — противопоставлять свою систему ценностей, которая определяется собственным мировоззрением, а не навязывается рекламой и СМИ, и следовать ей», — считает Вера Кольцова.

Не стоит забывать и о том, что ночные бдения вокруг магазинов электроники — явление все-таки пока не массовое. Скорее речь идет об отдельных индивидах, которые составляют определенную группу людей, живущих и покупающих товары и продукты по соображениям престижа. Они готовы тратить на это много сил и времени.

«Это ярмарка тщеславия, она очень четко сейчас видна. Сформировался такой класс людей — находка для крупных корпораций, — которым можно впаривать все что угодно, — рассуждает Сергей Ключников. — Это не психическое заболевание, это личностное смещение. Конечно, все большее количество людей поддается вот этим массовым покупкам, призывам, волнам моды, особенно с появлением электронного виртуального мира».

В 90% случаев человек в итоге покупает то, что на самом деле ему совсем не нужно, иногда даже на последние деньги. Но зато на какой-то момент он чувствует себя королем. «Ясно, что такое поведение идет не от благополучия и устойчивости. То есть внутренне, может быть, такой человек не очень хорошо себя чувствует, но зато вот таким внешним путем самоутверждается, добирает какие-то граммы самоуважения. А если он не купит, то он отсталый и лузер», — продолжает эксперт.

В целом такая несамостоятельность людей — не слишком позитивная тенденция с точки зрения развития общества. Несамостоятельные граждане и явления моды были всегда, но раньше не наблюдалось такого ажиотажа вокруг покупки столь дорогих вещей. Правда, не было и такого количества товара, агрессивно продвигаемого рекламой.

Игрушка для золотой молодежи

Возвращаясь к iPhone X, стоит отметить, что столь дорогие устройства, очевидно, покупают в основном люди обеспеченные. По словам экспертов, к обществу в целом это не имеет отношения, поскольку данная категория граждан составляет его ничтожную часть.

«В основном это, конечно, люди молодые, хорошо зарабатывающие. Или их родители хорошо зарабатывают и обеспечивают детей. Они могут себе позволить такую дорогую покупку. Ни о каких категориях здесь речь не идет. В очереди за айфоном стоит 500—1000 человек. Понятно, что в стране, где есть 100 тысяч человек, которые каждый год покупают себе дорогие автомобили, найдется несколько тысяч человек, готовых заплатить 100 тысяч и больше за мобильный телефон. Но это не народ. Это маленькая часть золотой молодежи. Никакого отношения к населению, которое покупает мобильные телефоны в среднем по цене 10 тысяч рублей, это не имеет», — предупреждает президент Гильдии маркетологов Игорь Березин.

Большинству россиян сегодня точно не до айфонов, добавляет он. А несколько десятков тысяч человек очень хорошо себя чувствуют, на них не сказались никакие кризисы. Но по этим людям нельзя делать выводы о том, что происходит с населением России.

И, кстати, неизвестно, кто из этих 500—1000 человек в очереди действительно покупает смартфон для себя. Может быть, половина этих людей или даже больше стоят там как раз для того, чтобы перепродать свое место или лично принести модную новинку счастливому обладателю больших капиталов.