Знаменитости Общество

Замок в деревне Грязь: как наше общество оказалось в параллельных реальностях

1 33644

Пару дней назад по Сети начала гулять запись очередного «слива» телефонного разговора очередных представителей пресловутой российской «элиты», недовольных положением дел в стране. Якобы миллиардер и бизнесмен мило, не скрываясь, беседуют о судьбах Родины.

Смысл беседы один — пора валить. Люди у власти, по мнению собеседников, исходят из концепций XIX века. В стране все рушится, через пять, максимум десять лет вообще настанет «ад», а вот на Бали тепло и перспективно. Надо выводить деньги, вывозить семьи, получать новое гражданство и так далее и тому подобное. А то ведь ужас настанет, причитают собеседники.

Я не хочу дознаваться, кто на самом деле разговаривает на этой пленке. Те ли это люди, чьи фамилии мелькают в Telegram-каналах, или совсем другие. Неважно. Не они первые, не они последние. Несколько недель назад был другой «слив» с якобы другими известными персонажами, и тон разговора был тот же самый.

Фамилии не важны, это ведь и в самом деле общий тон настроений и мнений той самой нашей «элиты», которая приватизировала страну в 1990-е годы, которая тихо обделывала свои дела в 2000-е и 2010-е. Это люди, на самом деле никак не связанные со страной, где родились и росли, для которых понятия геополитики, национальных интересов, соотечественников, Русского мира, исторических судеб страны и в самом деле устаревшие и непонятные «концепции XIX века».

А их концепции — простые и понятные: делать деньги, выводить деньги. Стало здесь неуютно, неперспективно — что ж, поедем на Бали, получим гражданство, будем делать деньги там.

Бали. © unsplash.com

Вряд ли, конечно, получится — таких делателей денег в Европе, на Бали и в Америке и своих хоть пруд пруди. Но они поймут это потом.

Своя страна всех этих миллиардеров и миллионеров интересует разве что как дойная корова. Вот такая у нас «элита». Есть, конечно, и среди миллиардеров и миллионеров те, кто не скулит и поддерживает страну в трудную минуту, но для меня сегодня настоящая элита та, что не из миллиардеров. Она незнаменитая, известностью не избалована. Она сейчас в окопах под Бахмутом, в три смены на оборонных заводах, в конструкторских бюро, в сетях IT-технологий. Она ведет сбор средств в помощь действующей армии, она возит на фронт коптеры и маскировочные сети, аптечки и обогреватели. Она — с Родиной в ее трудную минуту. Ей, настоящей русской элите, не до Бали, не до чужого гражданства, не до вывода денег.

Она живет по принципу «все для фронта, все для победы», хотя такой лозунг не продвигают в массы ни газеты, ни телевидение, ни официальный интернет.

Кремль не выдвинул такого лозунга.

Значит ли это, что общество может продолжать жить обычной, почти беззаботной жизнью, если к иному его не призывает, тем более не принуждает государство?

Это ведь поразительно на самом деле. Открой любую западную газету — так тут у нас тирания, Мордор, запуганное монолитное общество, всех гонят куда-то строем… Ну примерно как в разговоре миллиардера с миллионером. А открой любой наш информационный ресурс… Какая там воюющая страна? Какое там всё для фронта? Какое там монолитное общество…

Читаю между тем ленту новостей. Что, как вы думаете, выскакивает в ней в эти дни чуть ли не поминутно? Алла Пугачева хочет уехать из Израиля. Она тайно приезжала в Россию. Сенсация: она продала замок в деревне Грязь. Стало известно, что происходит в замке в деревне Грязь. Стало известно, кто купил замок в деревне Грязь. Стало известно, что он хочет сделать с замком в деревне Грязь. Нет, опровержение: не купил. Опровержение опровержения: купил, да не тот, о ком писали вчера, что купил.

Алла Пугачева. © Соцсети

И все это с просмотрами, с лайками, с репостами. Комментариев тьма. Завидуют, спорят, злорадствуют, печалятся.

А я не могу понять, в какой стране живут все эти, как выразился поэт, «глотатели пустот, читатели газет». В воюющей, в отстаивающей свои принципы и исторические территории? В стране, пограничные регионы которой чуть ли не ежедневно подвергаются артобстрелам или атакам дронов? Или в какой-то другой?

Какая вообще разница нормальным, занятым любым производительным трудом, серьезной учебой, любым серьезным делом людям, что происходит с замком в деревне Грязь? Какое им дело до этой животрепещущей проблемы?

Но новостями из деревни Грязь и им подобными сведениями из жизни все той же «элиты» нормальных людей заботливо и регулярно снабжают, как будто кто-то хочет, чтобы люди поверили, что это и есть настоящая жизнь, настоящие проблемы, настоящие новости.

Дело не в том, что медиаменеджеры живут в параллельной реальности. Беда в том, что они ее создают и хотят заставить других жить в ней.

Это очень удобно. Люди, поглощенные новостями из деревни Грязь, не будут, например, интересоваться, при каких обстоятельствах в ней возник этот замок и на какие деньги он построен.

Люди, воспитанные на новостях из деревни Грязь, будут исправно покупать билеты на концерты своих кумиров, не интересуясь, что эти кумиры думают и говорят о Родине в ее трудную минуту.

Люди, переживающие за судьбу замка в деревне Грязь или его обитателей, не станут задумываться, например, над тем, почему они заходят в книжный магазин в центре столицы своей воюющей страны и видят в разделе «Лучшие продажи» отнюдь не книги военкоров, не сборники поэтов-патриотов. Не труды признанных историков, а писания Бориса Акунина. Не публицистику любящих Отечество, а «аналитику» иноагентов всех мастей. Или фолиант какого-нибудь маститого западного историка, у которого Россия до XVI века вообще не упоминается, как будто ее и не было в мировой истории вовсе. А почему с XVI века упоминается? Не догадались еще? В этом веке жил Иван Грозный, который олицетворял, по мнению отечественных и зарубежных либералов, опричный террор, тиранию, зверства и казни. Только такой они видят Россию.

Тут, конечно, еще большой вопрос: у всей этой макулатуры действительно лучшие продажи? Или ее ставят под эту вывеску для того, чтобы читатели думали, будто все это и в самом деле лучшее и потому заслуживает полного доверия? Что-то мне подсказывает, что второе предположение куда ближе к истине.

Но люди, мозги которым дурят замками в деревне Грязь, не задумываются об этом. Как и вообще о том, как живет страна. Может быть, именно поэтому, в силу отсутствия мощного гражданского общества, миллиардеры и миллионеры из телефонных «сливов» и чувствуют себя даже в 2023 году так вольготно и безнаказанно. Для них эта родина закончилась, подавайте им другую.

Но для нас она не закончилась.

Мне иногда кажется, что лозунг «все для фронта, все для победы» не стал пока официальным и массовым далеко не случайно. Кто-то, наверное, решил, что к таким лозунгам не готово наше общество. Про «элиту», мечтающую свалить, я уж не говорю.

И пока ситуация на фронтах не требует крайнего напряжения сил всей страны, пусть специальной военной операцией занимаются специальные люди, а общество пусть пока живет своей обычной жизнью. Пусть читает про замки в деревне Грязь и думает, что лучшие продажи за иноагентами.

Но надо понимать: так проигрывается борьба за умы. И кого можно упрекнуть в этом? Государство? Это легче всего. Государство работает — помимо специальной военной операции, ему нужно обеспечивать и функционирование экономики, и социальную сферу, и культуру, и финансы. Работает и неплохо справляется, судя по показателям пятнадцатого месяца специальной военной операции.

А вот общество, которое позволяет кормить себя сказками о замках в деревне Грязь… разве государство в том виновато?