Ницца сегодня на передовице всех западных СМИ. Большинство описывают трагедию, разыскивая подробности о кровавой ночи на Английской набережной, опрашивая многочисленных свидетелей и разыскивая источники информации в спецслужбах и властях. В то же время, появились и первые размышления иностранной прессы по поводу случившегося в Ницце. Реакция развивается в двух направлениях: одна часть посвящена поиску исламского следа в атаке грузовика-убийцы, другая — прогнозированию политической жизни во Франции и Европе, которая явно должна пошатнуться ввиду произошедшего.
Несмотря на то, что боевики ИГИЛ пока не взяли на себя ответственность за случившееся вчера ночью в Ницце, почерк массового убийства явно говорит о мусульманском следе. Такие размышления появились во французских газетах после теракта.
То, что произошло на Английской набережной, вполне согласуется с инструкциями боевиков ИГИЛ*, пишет газета Le Parisien. Эти инструкции были опубликованы в 2014 году, рассказывал их террорист Абу Мухаммед аль-Аднани, который считался «министром покушений» в экстремистской группировке. В специально снятом ролике он призывает своих соратников уничтожать неверных любыми доступными методами.
«Если вы не можете взорвать бомбу или выстрелить, останьтесь один на один с французским или американским неверным и проломите ему череп камнем, убейте его ножом, сбейте автомобилем…», — научал террорист.Он отмечал, что «разрешается проливать кровь всех врагов», независимо от того, гражданские это или военные. Издание отметило, что аль-Аднани мотивирует к терактам джихадистов-одиночек и напомнило о нескольких последних случаях нападений боевиков на людей.
С января 2015 года террористические атаки забрали жизни 240 человек — и это в одной только Франции, подсчитали в агентстве Bloomberg. Трагедия в Ницце стала третьим крупным терактом, всего с 2015 года их было семь. Череду массовых убийств от рук экстремистов начал расстрел редакции журнала Charlie Hebdo. Отмечается, что в большинстве случаев «авторы» массовых убийств во Франции и в Бельгии прибыли в Европу в качестве эмигрантов и были мусульманами.
Спустя всего восемь месяцев после кровавой бойни в Париже, произошедшее в курортном городе Франции может ввергнуть страну в экономический и психологический кризис и поднять волны террористической угрозы по всей Европе, пишет западная пресса. Это не только поднимает вопросы безопасности Европы, но и бросает политический вызов европейским лидерам.
«Нападавшие вносят хаос в самом сердце ЕС, утверждая, что их действия — это месть за обещание коалиции уничтожить ИГИЛ в Сирии и Ираке», — отмечает Bloomberg.
«Вопрос о предотвращении терактов теперь будет ключевой частью политической дискуссии в ближайшие месяцы», — добавляет The Guardian.
В то же время, в англоязычных СМИ уверены, что теракт в Ницце окончательно разрушил карьеру президента Франции Франсуа Олланда. В прошлом антитеррористическая политика принесла ему поддержку избирателей и устойчивую популярность. Однако неспособность правительства предотвращать столь жуткие трагедии пошатнула его крепкую позицию во власти. Не помогут даже обещания, что Франция отомстит за произошедшее усиленными бомбардировками боевиков в Сирии, уверены СМИ.
Однако главный вопрос, которым задается общественность после теракта: «Почему Франция?», — пишет журнал The Conversation. Издание отмечает, что Франция имеет долгую историю протестных движений и террористических атак. После того, как в 1980 году курдский экстремист убил ирландского дипломата, французские власти ввели жесткое антитеррористическое законодательство. Тем не менее, атаки продолжились, и к 2016 году их количество и масштаб перешли все мыслимые границы.
День взятия Бастилии в этом смысле символичный праздник, когда вся страна отмечает торжество равенства и братства. Для французов светские принципы были важнее религиозных убеждений, которые они считают личным делом каждого. И мусульманская община во Франции, включая политиков, не особенно отклонялась от этого курса.
«Однако многие молодые мусульмане не испытывали этого братства, так как они выросли в гетто, не имея шансов на трудоустройство», — пишет The Conversation.Это вылилось в массовое недовольство и даже бурные протесты за последние десятилетия, часто они происходили в неблагоприятных районах, отмечает журнал. В изгнанных в пригород поселениях царила бедность, жилищные проблемы и чувство отчуждения от преимуществ французского общества. Еще одним фактором стали гонения полиции, ограниченный доступ к рынку труда и запрет на ношение хиджабов и религиозных символов во французских школах несколько десятков лет.
Обоснованием братства для французов стал атеизм, пишет издание. Катализатором в последние годы стала антимиграционная политика властей и лидерство националистических партий в политической жизни государства. Впрочем, большинство описанных факторов преобладали во Франции не менее 20 лет, и участившиеся атаки террористов не заставили государство задуматься над причинами этих событий. Журнал заключает, что французам еще только предстоит ответить на вопрос, почему именно их страна из всех европейских государств стала излюбленной целью боевиков.
________
* ИГИЛ — террористическая организация, запрещена на территории Российской Федерации