Тема трансплантации донорских органов уже давно поросла мифами и небылицами. Объясняется это тем, что данное направление в медицине достаточно молодо, а понять сложные медицинские и биологические процессы при отсутствии специальных знаний попросту невозможно.
С каждым появляется все больше новостей об открытии центров трансплантологии в разных регионах нашей страны, чаще проводятся операции и осваиваются новые методики. Накануне 50-летнего юбилея, посвященного первой пересадке сердца, «Ридус» решил развенчать все мифы, которые скопились вокруг трансплантологии, поэтому мы побывали на лекции главного трансплантолога Министерства здравоохранения Российской Федерации Сергея Готье.
Наверное, ни одно из направлений медицины так тесно не завязано на отношении в обществе, как трансплантология, ведь именно от другого человека будет зависеть будущее наших пациентов, с этих слов началась лекция Готье.Сложностями общественного отношения объясняется и невероятное число мифов о трансплантологии, о которых мы и хотели бы поговорить сегодня.
Сергей Готье в операционной Кирилл Каллиников / РИА НовостиМиф 1. «У нас такое не делают»
Несмотря на то, что эра трансплантации в России началась еще в 1965 году, когда Борис Петровский впервые пересадил пациенту почку, до сих многие считают, что все трансплантологи находятся за рубежом, а у нас «такое не делают».
С 1965 года трансплантология развивалась, медики научились пересаживать печень, сердце, кожу и даже легкие. Но к моменту развала СССР многие центры по пересадке органов (а их было около пятидесяти) перестали действовать, и это направление стало не приоритетным. Но к 2006 году ситуация изменилась, и за десять с лишним лет специалисты наверстали упущенное, и сегодня в России работает 48 центров трансплантологии, причем такие центры расположены не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих областях страны.
Самой распространенной операцией является пересадка почки, так как потребности в этом органе в десятки раз больше, чем, например, сердца или легких. С этим наша страна испытывает трудности, так как с каждым годом людей с почечной недостаточностью становится на 50−100 человек больше в каждом регионе, и центры трансплантологии не могут принимать такое количество пациентов.
Еще одним перспективным направлением является трансплантация печени, которую проводят больше 20 центров по стране. С пересадкой легких все обстоит куда сложнее, так как для российских медиков — это новшество, развитием которого сейчас активно занимаются. Операции проводятся только в двух центрах.
Первая пересадка сердца состоялась 50 лет назад, но эта операция до сих пор является одной из самых сложных. С 2006 года число операций увеличилось, и сейчас среди россиян уже около 1000 пациентов в пересаженным сердцем, которые ведут активную жизнь, работают, рожают детей, рассказал Готье.Трансплантацией сердца занимаются центры Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, Самары и др.
«Одной из самых отработанных операций является мультитрансплантация, когда пациенту нужно пересадить сразу нескольких органов, например, и почки и печени. Причем органы могут быть как от умершего человека, так и от живого родственника», — отметил трансплантолог.
Что касается других стран, то Испания последние 25 лет является мировым лидером в области трансплантации органов. В среднем в стране насчитывается 43.4 донора на миллион человек. Для сравнения: по данным доклада Совета Европы, в США на миллион жителей — 28.2 донора, во Франции — 28.1 и в Германии — 10.9.
Миф 2. «А это вообще законно?»
Люди, задающие такие вопросы, либо не хотят прочитать законы страны, в которой они живут, либо сбиты с толку «страшилками» в интернете. Сейчас в России действует так называемая презумпция согласия на трансплантацию, согласно которой любой совершеннолетний гражданин РФ может стать донором органов после смерти.
Конечно, человек имеет право отказаться от этого в силу религиозных или других убеждений. Для этого достаточно заявить об этом в письменной форме, заверить документ у нотариуса. Но до сих пор нет установленных «правил» о том, как это должно оформляться. Раньше о несогласии на изъятие органов могла заявить супруг (супруга) или при их отсутствии — ближайшие родственники.
Это вопрос социальный, вопрос просвещения, работы с населением. У покойных есть права, разумеется, но все же каждый из нас в сложной ситуации надеется на помощь медиков, в том числе трансплантологов.
Для урегулирования таких вопросов сейчас активно готовится законодательная база, в которой будут собраны все доноры, реципиенты, отказы/согласия на посмертное донорство, рассказал Сергей Готье.
То есть на вопрос «А законно ли?» можно смело отвечать, что да, иначе как бы могло существовать столько трансплантационных центров по всей России. Если все-таки остались сомнения, то можно обратиться к документу федерального закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 года № 4180−1.
Миф 3. «Черная трансплантология» и прочие слухи
Наверное, каждый из нас не раз слышал новости о «черной» продаже органов, о нелегальных центрах, где кровожадные хирурги вырезают почки у должников и сбывают их на «черный» рынок.
Такие новости еще подкрепляются художественными фильмами и сериалами, где режиссеры показывают буйство своих фантазий. Стоит ли в это верить? Если у вас есть доля здравого смысла и привычка проверять факты, перед тем, как в них поверить, то — не стоит.
Черные трансплантологи — это полная дезинформация, выдумка. Нет ни одного уголовного дела, которое хотя бы рассматривало такие обвинения, уточнил на лекции Готье.Есть еще одно заблуждение, на этот раз более здравое. Считается, что реципиенты органов долго не живут, поэтому лучше ничего себе не пересаживать, а тем более детям. Безусловно, случаются неудачные операции или непереносимость органов, но в большинстве случаев все проходит гладко и пациенты могут в дальнейшем вести обычную жизнь.С момента начала трансплантации органов до сегодняшнего дня смертность пациентов сократилась во много раз.
Миф 4. «Против замысла Божьего»
Бытует мнение, что органная трансплантация — это вмешательство в Божий замысел. Конечно, каждый человек в праве сам выбирать для себя способы лечения, но, что касается пересадки органов, то в этом направлении верующие люди могут быть уверены, так как русская православная церковь одобряет это направление в медицине, сообщил Готье.
Во многих центрах трансплантологии существуют местные часовни, на открытие центров приглашаются церковные служители, которые освящают палаты и здание центров. Сергей Готье отметил, что Патриарх Кирилл на одном из совещании по развитию медицины сказал, что «трансплантология — это перспективное направление».
В другие странах, например, в Испании католическая церковь, убеждает людей, что, соглашаясь на посмертное донорство — при жизни или за умершего родственника — человек совершает благое дело.
Миф 5. Детские органы
До 2016 года было невозможно задействовать посмертно детские донорские органы, но с января 2016 года, согласно постановлению Минздрава, эта возможность появилась. Теперь родители вправе давать согласие или несогласие на изъятие органов у ребенка от 1 года.
Раньше детская трансплантация в России была возможна только от взрослого донора. Например, врачи могли использовать часть почки или печени от взрослого родственника или воспользоваться трупными органами (опять же взрослыми).
Если с печенью и почками все просто — для пересадки достаточно лишь небольшой части органа, то с сердцем так поступить нельзя, так как его невозможно разделить «на кусочки», а взрослое сердце по размерам никак не подойдет для трехлетнего ребенка.
Сергей Готье с маленьким пациентомКирилл Каллиников / РИА Новости В 2015 году у нас была пациентка — девочка 12 лет весом всего 20 килограмм. Ей нужно было небольшое, скорее миниатюрное сердце, которое, к счастью, удалось получить от совершеннолетнего донора. Операция прошла успешно, и девочка пошла на поправку, рассказал Сергей Готье.Несмотря на то, что Россия в 2015 году подписала конвенцию Совета Европы о запрете торговли органами между странами, то есть Россия должна полностью обеспечивать органами своих граждан, в некоторых тяжелых случаях клиники прибегают к сотрудничеству с зарубежными центрами, например, в Индии.
Уровень трансплантологии и хирургии там довольно высок и получены неплохие результаты, к тому же комиссия Минздрава РФ одобрила индийские центры трансплантологии.
Возвращаясь к постановлению от 2016 года, не каждый родитель даст согласие на донорство органов своего умершего ребенка, и они имеют полное право, но, к сожалению, то, о чем Готье говорил в самом начале — что в трансплантологии один человек помогает другому, перестает работать.
Голова профессора Доуэля
Не так давно Сеть облетела новость, что итальянский хирург Серджио Канаверо собрался пересадить голову. Эта история не оставила равнодушным почти никого, в том числе и жителей России, так как первым человеком с пересаженной головой может стать россиянин Валерий Спиридонов, который из-за спинальной мышечной атрофии прикован к инвалидному креслу, и лишь операция сможет поставить его на ноги.
На лекции Сергей Готье уточнил, что в данном случае голова будет реципиентом, а тело - донором, что теоретически возможно, но никто не знает на сколько это получится, так как это новое направление в трансплантологии.
Каждый день в России умирают люди, так и не дождавшиеся нужных органов, но мы работаем над этим: строим новые центры, обучаем коллег, готовимся к новым операциям. Трансплантология — это перспективное направление, и, безусловно, оно когда-нибудь станет восприниматься людьми как обычная медицинская операция, но пока что потребность превышает возможность медцентров в десятки раз, заключил главный трансплантолог Министерства здравоохранения Российской Федерации, руководитель Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. академика В. И. Шумакова Сергей Готье.