Общество

Запущен флешмоб против «Лукойла» и «обнаглевших мажоров»

4 13704

Поводом для такого призыва стало решение Гагаринского суда Москвы по делу сына одного из топ-менеджеров «Лукойла» Руслана Шамсуарова. Молодой человек, напомним, был приговорен к 300 часам исправительных работ за гонку на внедорожнике в центре столицы и многочисленные оскорбления сотрудников полиции. Общественники сочли это наказание чересчур мягким и теперь просят всех неравнодушных граждан перестать «кормить обнаглевших мажоров».

«Вот эта вот линия поведения „золотой молодежи“, мол, мне все по барабану: езжу как хочу, говорю что хочу, кладу на всех с большим прибором она на самом деле продиктована именно тем, что эти несчастные повзрослевшие, но так и не ставшие взрослыми дети видят на примере своих родителей. Еще летом, сразу после того, как состоялись злополучные гонки, „Синие ведерки“, Автомобилисты Москвы и Гильдия автошкол при поддержке депутатов и общественных организаций обратились с открытым письмом к господину Алекперову — президенту и совладельцу компании „Лукойл“ с предложением принести извинения общественности за поведение сына вице-президента корпорации, чтобы таким образом задать тренд на взятие на себя бизнесом социальной ответственности и искоренение подобных явлений в нашем обществе. Как и в случае с аварией с участием мерседеса „Лукойла“ в 2010 году — в ответ на наше обращение последовала нулевая реакция. Поэтому время пришло предложить всем, кто еще этого не сделал, бойкотировать АЗС „Лукойл“. Они клали на общественное мнение, их дети являются реальной социальной угрозой. Единственное, что мы можем им противопоставить, — отказаться потреблять их продукцию. Присоединяйтесь!» — пишут активисты «Синих ведерок».

«Бойкот сети „Лукойл“ — это элемент гражданского лоббизма. В гипертрофированном потребительском обществе, в котором мы существуем, именно отказ от потребления определенных товаров и услуг по идейным соображения может и будет приносить результат», — выразил мнение председатель общественной организации «Русское гражданское общество» Алексей Живов.

При этом, кроме самого факта отказа от продуктов «Лукойла», существует также массовое негативное упоминание бренда корпорации, которая, к слову, работает на международных рынках, в том числе в США, и весьма трепетно относится к собственному имиджу. Подобные социальные антикомпании снижают социальный и материальный капитал бренда, чем и наносят компании ущерб. И самое главное: основной критерий успеха в вопросах гражданского лоббизма — это массовость явления. Если к бойкоту публично присоединится тысяча человек, ничего, конечно, не произойдет. Но если это будут десятки и сотни тысяч людей, «Лукойл» будет вынужден реагировать. Такая антиреклама никому не нужна, и других заправок у нас в стране более чем достаточно,добавил общественный деятель.

«Я не совсем представляю, каким образом этот бойкот может заставить топ-менеджмент „Лукойла“ обратить внимание на свое поведение и на поведение собственных детей, — рассказал в интервью „Ридусу“ член Общественной палаты РФ Георгий Федоров. —  С моей точки зрения, здесь не хватает серьезной пиар-кампании. Но я, конечно, поддерживаю инициативу „Синих ведерок“. Если хотя бы в Москве этот бойкот получит широкий общественный резонанс, то это уже хоть как-то ударит по интересам корпорации „Лукойл“. Однако, если говорить честно, для того, чтобы подобные явления, как случай с Шамсуаровым, остались в прошлом, необходимо участие сил очень высокого ранга, нужна чья-то политическая воля».

Впрочем, далеко не все граждане поддерживают инициативу «Синих ведерок». Многие отнеслись к ней весьма скептически, полагая, что бойкот АЗС — это, простите, слону дробина.

«А давайте налоги вообще не платить после того, как сын начальника налоговой человека сбил … Или детей в армию не отдавать после того, как Сердюков развалил и разворовал пол министерства … Ищите источник зла? Так это не „Лукойл“, поверьте… Они просто играют по заданным сверху правилам… Но никто не бойкотирует нашу власть… А ведь именно там нужно искать причину такого поведения Шамсуарова», — высказался некто Евгений Чикалин.

«Есть в России города, где АЗС „Лукойл“ являются доминантами. В частности, Волгоград, с его НПЗ Лукойл. Да, там много и других АЗС, но бензин все равно поставляется с НПЗ „Лукойл“. Им — жителям Волгограда и области — что делать?» — высказался Игорь Алымов.

«Большая часть заправок с логотипом „Лукойла“ работает по франшизе. Да и не за счет заправок они делают деньги. Заправляюсь на „Лукойле“. Смотрю на кассиров, заправщиков, которым всегда на чай оставляю, не думаю, что у них дети-мажоры. Случай с топ-менеджментом „Лукойла“, конечно, противный, но в любой компании хватает всяких», — заявил Александр Андрюшин.

Кстати, в свое время аналогичную акцию устроили фанаты «Спартака». Болельщики команды, удрученные плохой игрой футболистов в матче с киевским «Динамо» (счет 1:4), поставили перед владельцем футбольного клуба и вице-президентом «Лукойла» Леонидом Федуном ультиматум: либо он меняет спартаковское руководство, либо фанаты перестанут заправляться на АЗС нефтяной корпорации, акционером которой является господин Федун.

Акция футбольных болельщиков возымела успех. В августе 2008 года Федун уволил генерального директора «Спартака» Сергея Шавло и главного тренера команды Станислава Черчесова.

Весной, 22 мая, Руслан Шамсуаров и его друзья устроили в центре Москвы гонку на внедорожнике Gelandewagen. Подвыпившие молодые люди ездили по центру столицы, нарушая правила и провоцируя сотрудников ГИБДД. Свои действия они снимали на видео и транслировали происходящее в приложении «Перископ». Кроме того, во время задержания полицией молодые люди позволяли себе оскорбительные высказывания в адрес правоохранителей и вообще вели себя крайне вызывающе. Данный инцидент вызвал мощный общественный резонанс.

Заметим, что это далеко не первый скандал, в центре которого оказались «золотые» представители компании «Лукойл». Так, в 2010 году «Мерседес» под управлением вице-президента корпорации Анатолия Баркова врезался на большой скорости в «Ситроен» 35-летней врача-акушера Ольги Александриной. Женщина и ее свекровь, известный гинеколог, погибли, а господин Барков отделался травмой ноги.

ДТП вызвало широчайший общественный резонанс. Многие были уверены, что в аварии виноват водитель «Мерседеса». Однако следствие рассудило иначе: виновницей ДТП признали погибшую Ольгу Александрину.