Политика

Запутина – 666

3 269

В результате 12 лет правления Путина, гражданское самосознание в жителях нашей страны просыпается. Мы всё делаем в первый раз: ходим на выборы, потом на митинги, записываемся в наблюдатели и вступаем в партии. Политика в нашей стране снова становится интересной. Давайте же перестанем неконструктивно ругаться и честно скажем «спасибо» Путину и за это.

На выборах я был наблюдателем от штаба Прохорова. Как водится, в первый раз. Поэтому представлю вам сейчас свои наблюдения:

Изначально у меня не было огромного желания честно подсчитывать голоса за Путина, поэтому я не особо рвался быть наблюдателем на этих выборах. Ранее я подал заявку о вступлении в партию Прохорова, а в ответ мне прислали СМС-ку о том, что самое важное сейчас – обеспечить честность выборов и стать наблюдателем.

1 марта мне позвонили из штаба и пригласили прийти вечером на обучение. Занятие проходило два часа. Мне предоставили пакет документов. Юрист провел презентацию со своими комментариями. Выдали направление на избирательный участок и пожелали удачи. На этом мое «обучение» закончилось. Конечно, я продолжил обучаться в интернете. Но, как вы понимаете, времени до начала голосования оставалось слишком мало.

Готовился к предстоящему событию тщательно, в ночь перед выборами спал только два часа, пришел на участок в 7:45. А надо было приходить раньше. Уведомление о фото и видеосъемке председатель комиссии восприняла спокойно и подтвердила, что у меня есть такое право, хотя другие члены комиссии выражали сомнения. Избирательный участок находился в спортивном зале школы. Вы, конечно, подумали, что членами комиссии были учителя? Нет, там не было ни одного учителя. Оказывается, это миф.

Официально зарегистрированным наблюдателем по федеральным выборам от партий и кандидатов был только я. Были наблюдатели по муниципальным выборам от кандидатов. Были наблюдатели от КПРФ и других партий, но они почему-то не были занесены в реестр. Также, представители партий входили в состав комиссии, поэтому они не считались наблюдателями. Только я был один, другие следили за выборами по двое или по нескольку человек.

Для меня оказалось неожиданностью то, что присутствующие наблюдатели были лояльны избирательной комиссии, а иногда и просто аффилированы. Местные наблюдатели, и от КПРФ работали активно, федеральные от других партий сидели все время за столами у дальней стенки и никуда не выходили. Наблюдателей от СМИ, журналистов и чиновников не было.

Председатель комиссии была настроена доброжелательно и выполняла законные просьбы наблюдателей. Другие члены комиссии, наверно, не знают законов, потому что они не выполняли мои просьбы без прямого указания председателя. На мой взгляд, выборы на участке проходили честно. Хотя, не могу сказать, что выполнялись неукоснительно все процедуры, прописанные в законодательстве. Мне кажется, что причиной некоторых «нарушений» со стороны комиссии были:
- страх мелкого чиновника, «как бы чего не вышло»;
- сознание «я начальник, ты дурак»;
- незнание выборного законодательства;
- желание облегчить себе работу.
И не было никакого злого умысла по фальсификации выборов.

Этим «нарушениям» способствовала лояльность одних наблюдателей и недостаточная подготовленность других. Но какая у нас задача: найти как можно больше нарушений или постараться обеспечить честное голосование и подсчет? На моем участке подача жалоб привела бы только к дополнительным затратам времени, и никак не повлияла бы на результаты голосования. Да и как я мог подавать жалобы, не владея в достаточной степени избирательным законодательством и не имея при себе печатных текстов необходимых законов? Вот анекдот с выборов о компетентности некоторых наблюдателей: «Наблюдатель с участка сообщает о нарушении: избиратели вбрасывают по три бюллетеня».

Через пять минут после начала раскладывания стопки бюллетеней по кандидатам, всем присутствующим стало понятно, что побеждает Путин, на втором месте Зюганов, а на третье место выходит Прохоров, потому что эти фамилии чаще всего звучали. Выход Прохорова на третью позицию стал полной неожиданностью для членов комиссии. Только об этом разговоры за столом теперь и были. Они не понимали, почему так много молодежи голосует за Прохорова, почему люди голосуют за того, кто обещает заставить их работать. Недоумевали, как он мог обойти Жириновского. Говорили почти что: «Россия, ты одурела!»

Начали считать бюллетени в пачках за кандидатов. Для удобства подсчета, складывали их по пятьдесят штук. Первый вопрос: сколько за Путина? 650+16. Все сложили в уме и заулыбались. Неужели и вправду так? Да, все подсчитано верно. Так и записали в протоколе: за Путина – 666. Вот вам симптом честных выборов. Даже здесь не смухлевали ни на один голос.

Да, еще расскажу об одном инциденте, произошедшем на нашем участке ближе к закрытию. Вечером заходит в помещение нетрезвый молодой человек и начинает примерно такую речь: «Вы все тут за Путина, сволочи! Вы думаете, что это навсегда? Всё скоро рухнет, не будет вашего Путина. Вот пройдет два года, мы придет, и тогда вам покажем!» Разворачивается и уходит, не проголосовав. Выступление его слушали представители разных партий и коммунисты. Он был неагрессивен и не представлял никакой опасности. Когда он ушел, все дружно посмеялись.

Одновременно с президентскими, у нас проходили и муниципальные выборы в местный городской совет. Каждому избирателю выдавалось по три бюллетеня. Это увеличило объем работы по подсчету голосов в три раза. Благодаря слаженной и продуманной работе избирательной комиссии, подсчет голосов и подведение итогов заняли всего пять часов. В 01:15 избирательная комиссия закончила свою работу и повезла протоколы в ТИК. Хотя, более требовательные наблюдатели могли бы заставить избирательную комиссию работать здесь до утра. Скажите, нужны ли нам наблюдатели-экстремисты?

И, напоследок, у меня есть одно предложение. Сократить время работы избирательных участков. Пусть избирательные участки будут открыты для голосования с 10:00 до 16:00. Кто захочет голосовать – проголосует. Незачем растягивать голосование на 12 часов. Это удобно только для фальсификаций. Измотать всех: и членов комиссии, и наблюдателей. А после этого приступить к главному этапу – подсчету голосов. Без перерыва, без сна, без нормальной еды. И закончить работу в 5 утра, если повезет с наблюдателями. Пожалейте человеческие ресурсы! Какая может быть работоспособность после 18 часов непрерывной работы? Какое соблюдение процедур, какая математика? Итак, для обеспечения честности выборов, я предлагаю сократить время работы избирательных участков.