Заработные платы пилотов российской гражданской авиации в 2020 году стали сокращаться на фоне падения объемов перевозок. Об этом рассказал представитель профсоюза летного состава авиакомпании «Россия» Игорь Морозов.
По словам Морозова, пилоты «России» потеряли примерно 30% заработка. Профсоюз пытался противостоять этому, но безуспешно.
Я пытался добиться, чтобы нам доплатили по показателю «за качество работы». Он выплачивается в том числе и в период простоя. Но нам отказали, сказали, не будут выплачивать эту надбавку. Поэтому с точки зрения зарплаты летчики потеряли, — рассказал профактивист.По данным РИА ФАН, старейший национальный авиаперевозчик — «Аэрофлот» — с 1 января переходит на новую систему оплаты труда. Теперь час полета будет оплачиваться существенно ниже, а зарплата будет больше зависеть от налета, который в условиях закрытых из-за COVID-19 границ в этом году сократился. Гарантированной оплаты не предвидится.
Сама новая система подразумевает уменьшение оплаты командирам воздушных судов. И очень существенно — до 30% станет меньше. Совсем другой принцип: раньше она была сравнительно гарантированная до 33-го часа, а сейчас они начинают оплату с первого часа. И сама доплата уменьшается с 4600 рублей за час полета до 2000. Размер заработка будет зависеть от налета, но налет у всех будет разный, — сообщил Игорь Морозов. © АэрофлотПо оценке Морозова, командиры воздушных судов «Аэрофлота» потеряют порядка 150 тысяч рублей, вторые пилоты — до 70 тысяч в месяц. Авиакомпания «Сибирь» выбрала другой способ сэкономить на пилотах: вместо реформы системы оплаты она сократила зарплаты на двухлетний срок. Период «затягивания поясов» начнется в марте 2021 года.
До пандемии коронавируса, обвалившей отрасль авиаперевозок во всем мире, профессия летчика числилась в списке высокооплачиваемых. Еще в октябре бывшая стюардесса одной из отечественных авиакомпаний опубликовала в Сети примерные зарплаты летного состава: заработок второго пилота составлял 150—300 тысяч рублей, командира воздушного судна — 300—600 тысяч.
В последние годы падение курса рубля привело к оттоку пилотов в авиакомпании стран Азии. Так, в Китае российский летчик мог заработать от 967 тысяч до 1,5 миллионов рублей. Но сокращение воздушного сообщения в мире лишило пилотов из РФ этой лазейки.
Еще в феврале 2020 года китайские авиакомпании начали массово увольнять иностранный летный состав, в том числе российский, или отправлять «во временный простой без выплат». Это объяснялось запретом на эксплуатацию самолетов Boeing 737 MAX после двух громких авиакатастроф. Но вернувшиеся на родину летчики так и не смогли найти работу.
Те, кто работал в Китае, Вьетнаме — я видел сегодня одного, он так на работу и не устроился. В S7 один командир работает сантехником, трубы паяет. В Петербурге два пилота таксистами работают, потому что им никуда не устроиться, — рассказал Игорь Морозов.По словам Морозова, обвал отрасли в мировом масштабе вызвал огромный переизбыток пилотов на рынке труда, который позволяет авиаперевозчикам навязывать им невыгодные условия. «Деваться им некуда. Предлагают новые условия безапелляционно. Хотите — работайте, хотите — нет».