Российское агентство правовой и судебной информации проводит онлайн заседания по делу о признании геноцидом массовых убийств мирных жителей, совершенных нацистами на территории Ростовской области в годы Великой Отечественной войны.
Судья Елена Славгородская продолжает заседание. Сегодня выступят свидетели из Миллерово, которые не смогли присутствовать лично и подключились по видеосвязи.
Со слов отца, Нонна Бавыкина знает, что у бабушки и дедушки было 8 детей, пять из которых во время второй оккупации города находились на фронте. Бабушку и дедушку отвезли в неизвестном направлении.
«Где именно расстреляли и захоронили бабушку, я не знаю, но есть шанс, что ее захоронили именно там, где были найдены останки в Миллерово», — рассказывает Барыкина.Вместе с ней вспоминает события войны Татьяна Новак. Она до сих пор точно не знает, что произошло с ее тётей.
«Во время второй оккупации мою тетю вызвали якобы на комсомольское собрание и она не вернулась. Тетя работала на хлебокомбинате и была комсомолкой», — вспоминает она.Свидетель первой оккупации Ростова описывает первые часы после входа немцев в город. Ветеран войны Евгений Моисеев с друзьями прятался от нацистов в родном районе. Он получил контузию во время уличных боев.
«Преступление в отношении мирного населения совершали не только немцы… И румыны и итальянцы во всю участвовали в захвате города… Морды свои опустили, когда их жители спрашивали, что же они натворили», — рассказал ветеран.Один из специалистов и еще двое свидетелей смогут присутствовать только в следующий раз. Судья перенёс заседание на 17 февраля.
Именно 14 февраля 1943 года Ростов-на-Дону был окончательно освобожден от немецких захватчиков. Ростов-на-Дону был захвачен дважды. Первым освобождением города считается 29 ноября 1941 года. Этому дню предшествовала «кровавая неделя» — ожесточенные бои на улицах города за каждый дом.
Вторая оккупация Ростова длилась 205 суток. За эти 7 месяцев 53 тысяч ростовчан были отправлены на принудительные работы, расстреляно около 40 тысяч человек. Фактически город был полностью разрушен.