Право

Защита прав потребителей. Оригинальная и разнообразная

6 188

Человек потребляет огромное количество товаров и услуг, производители или продавцы которых далеко не всегда могут обеспечивать соответствие предлагаемого и обещаемого. Поэтому появляются те, кто ставит своей целью защитить права потребителей и добиваться порядка и законности на рынке.

День защиты прав потребителей впервые был введён в США при президенте Кеннеди в 1961 году, а российский Союз потребителей появился в конце 1991 года. Уже спустя полтора месяца в нашей стране был принят закон «О защите прав потребителей», который и явился основным правовым документом в данной области.

В настоящее время защита прав потребителей, как и предложения продавцов, становится всё более оригинальной. Так, на всю Россию стало известно движение "Хрюши против". Его участники одевают ростовые костюмы свиней, выявляя на прилавках просроченные и негодные для потребления товары. Тем самым молодые люди показывают, что некоторые недобросовестные продавцы относятся к покупателям как к свиньям, выкладывая перед ними непотребные продукты.

1 Переодетые в костюмы "хрюш" участники акции инспектируют выкладку одного из московских супермаркетов для выявления просроченных продуктов. © Георгий Куролесин/РИА Новости

Правда, самих "хрюш", случается, могут и потрепать, так как их яркие и привлекающие внимание СМИ акции очень не по душе нарушителям.

Также примечательно, что за свои потребительские права начинают бороться и болельщики: не так давно было зарегистрировано Общество защиты прав потребителей в сфере спорта "Объединение спортивных болельщиков". Создавшие его болельщики решили законными способами и с привлечением профессиональных юристов отстаивать законные права посетителей спортивных соревнований, которых иногда заставляют отдавать перед входом на трибуны личные вещи, бесцеремонно обыскивают, а иногда и избивают вместе с хулиганами.

Болельщики считают, что их деятельность позволит навести больше порядка на трибунах стадионов России, утверждая, что случающееся иногда хамство правоохранителей провоцирует конфликты.


2 Болельщики футбольного клуба "Анжи". © Алексей Куденко/РИА Новости

На Западе защита прав потребителей очень и очень развита, а есть и профессиональные " защитники", которые вытягивают деньги из компаний, находя их "уязвимые места".

Из известных случаев штрафования крупных компаний можно вспомнить наказание в 20 миллионов долларов компании Apple за то, что группа недовольных покупателей подала иск о том, что "яблочные" плееры царапаются сами и царапают их. Каждому купившему пришлось выплатить в соответствии с решением суда по 25 долларов...

Часто иски касаются и оскорбления людей с лишним весом. Их ранимость иногда приводит к гигантским санкциям. Так, однажды в правилах Канадского транспортного управления появился пункт, согласно которому люди с лишним весом могли приобрести два места по цене одного билета. Перевозчики возмутились, осознавая, что могут лишиться части прибыли, но целая серия судов так и не смогла повлиять на отмену правила и тучные граждане по-прежнему могут брать для себя два места в самолётах.

В этой связи хочется задаться вопросом: когда в российских лифтах пишут, что допустимая грузоподъёмность составляет 600 килограмм или 8 человек, не появится ли иск от шестёрки людей весом по 125 килограммов с вопросом, почему производители лифтов не считают их за людей?...