В Россию возращается неполитическая гражданская активность, начатая когда-то в Москве с защиты Кадашевской Слободы. Теперь за свой старый город сражается Нижний Новгород и его житель Станислав Дмитриевский.
Начало всей этой истории хорошо и подробно расписано в блоге Дмитриевского. Здесь попробую объяснить лишь суть, а затем уже перейти к конфликту.
Итак, есть в Нижнем один из настоящих памятников архитерктуры и русского зодчества — жилой дом, выстроенный на рубеже XIX и XX веков. Такой дом, как справедливо замечает Станислав Дмитриевский, - настоящая гордость для каждого русского города.
"Дом сочетает в своем декоре лепные элементы (на каменном оштукатуренном цоколе) и кружево богатой резьбы наличников, карнизов и подзоров. Однако, он так никогда и не был поставлен на государственную охрану", - пишет в своем блоге активист.
Но как и всякий хороший дом в России, этот собралась сносить местная администрация. Дело в том, что памятник этот не поставлен на государственный учет в качестве объекта культурного наследия, что позволет чиновникам его уничтожить, а на освободившемся месте выстроить торговый центр.
В данном случае строить хотели транспортную развязку. Станиславу, заинтересовавшемуся судьбой дома, пообещали памятник не трогать или перенести его в целости и сохранности в другую часть города. Однако в минувшую пятницу к дому подъехал бульдозер...
В итоге на охрану дома решились всего три человека: грузчик Олег, снимавший с дома наличники (давно коллекционирующий элементы с «приговоренных» домов), его друг и нелегальный мигрант Ахмед и сам Станислав, 15 лет отдавший службе в Комитете по охране памятников.
А дальше все стало развиваться по сценарию околополитических «оккупаев». Сначала Дмитриевский честно пытался давить на власть законом. Он подал бумагу главе Управления культурного наследия Владимиру Хохлову, а потом встал в бессрочный одиночный пикет.
Через 15 минут после начала пикета из Управления вышли какие-то секретари и сказали, что Хохлов готов не только принял бумагу, но и готов встретиться с Дмитриевским лично. Однако почти одновременно с этиим к зданию, которое пикетировал Станислав, подъехал наряд полиции.
Пока Дмитриевский ждал журналистов РЕН-ТВ, чтобы вместе с ними отправиться к начальнику Хохлову, сотрудники полиции предложили проехать ему в отделение, сказав при этом, что не задерживают его. Стражи порядка утверждали, что приехали просто поговорить, но при этом не давали мужчине двигаться. Как все это происходило видно на видео.
Вырвавшись от сотрудников полиции, Дмитриевский отправился в Комитет против пыток. Всю дорогу его зачем-то сопровождал полицейский, который еще раз попытался задержать Станислава в здании Комитета, не выпуская его на улицу.
Мужчина успел написать заявление на полицейских, а те в ответ переписали его паспортные данные. Однако, к счастью, больше ничего сделать не смогли.
Из Комитета вместе с несколькими его сотрудниками Станислав вновь отправился к сносимому дому. Там на месте активисты приняли решение забаррикадироваться в доме, вывесив из окна флаг организации охраны европейского культурного наследия.
В итоге сначала активистов пытался выкурить из дома начальник охраны, приказав рабочим заделать въезд на территорию объекта. А потом к пикетчикам приехала некая женщина из администрации, рассказав, что она «понимает их требования», но ничего путного не предложив.
Вчера же, во вторник, 19 июня, в Нижнем Новгороде состоялся суд над Станиславом Дмитриевским. За «неповиновение законному требованию сотрудника полиции» активист, пытавшийся спасти уникальный архитектурный объект, получил 15 суток ареста.
Вместо заключения. Что теперь будет с домом — всем понятно. Против власти в России не попрешь, и красоту рано или поздно снесут. Дом по-прежнему под охраной и наблюдением местных активистов. Однако отсутствие организаций вроде «Архнадзора», отстоявшего Кадаши, сводит практически к нулю все шансы на спасение прекрасного дома