Происшествия

Заслуженный пилот РФ рассказал о возможных причинах крушения Ту-154

2 4200

Один из самых опытных пилотов России, заслуженный пилот РФ, ветеран боевых действий в Афганистане Виктор Саженин рассказал «Ридусу» о возможных причинах крушения Ту-154 под Сочи.

«При любой авиакатастрофе рассматриваются три основных причины. Первая — это внешнее воздействие, то есть террористический акт или воздействие погоды, но насколько мне известно, там не было ни сильного ветра, ни грозы, была нормальная облачность, нормальная видимость, вторая — неисправность, третья — неправильные действия экипажа», — пояснил Саженин.

«Если мы говорим о возрасте самолета, тридцать три года конкретно этому самолету. Вообще модель самолета Ту-154 гораздо старше, я на таком пролетал восемь лет, совершенно безопасно. Причем летали мы по всему миру, и в страны Африки с высокой температурой, летали в Кабул под обстрелами „стингеров“, где сложнейший аэродром», — отметил пилот.

По словам Саженина, Ту-154 — хорошо знакомая российским пилотам машина, но «со своими особенностями», а недочеты в конструкции были со временем устранены либо преодолены выработкой особых навыков пилотирования.

«У него тяжелый хвост, не совсем удачная компоновка — наличие трех двигателей на хвостовом оперении. В этой части происходил разлом при неудачных посадках, например так, как это показано в фильме „Экипаж“ — при включении реверса. Вот это реальное поведение хвоста Ту-154 при авариях, так произошло в Оренбурге», — отмечает эксперт.

Саженин указывает, что через две минуты после взлета экипаж выполняет массу операций, и при определенных обстоятельствах в это время может возникнуть аварийная ситуация.

«Идет уборка шасси, разгон самолета, при достижении определенной скорости идет уборка механизации крыла. Вот если представить, что в этот момент произошла несинхронная уборка закрылков, самолет мгновенно сваливается на крыло и при небольшой высоте происходит то, что произошло», — называет пилот первую вероятную версию крушения Ту-154.

Еще одна возможная версия — попадание в двигатели птиц, как это было в 2009 году в аэропорту Нью-Йорка Ла-Гуардия, после чего капитан Чесли Салленбергер сумел успешно выполнить аварийную посадку самолета A320 на Гудзон. Пресса прозвала этот случай «чудом на Гудзоне», и не спроста — посадку на воду отрабатывают все пилоты, но в реальной жизни выполнить ее удается крайне редко.

«Там отказали сразу два двигателя, невероятно — но тем не менее. В истории авиации я знаю только две удачные посадки на воду — это в Ленинграде на Неву садился Ту-124, капитан Виктор Мостовой, и тот случай в Нью-Йорке», — замечает пилот.

Виктор Саженин также призвал обратить внимание на качество топлива, которым дозаправляли самолет в аэропорту Сочи.

«Точную причину мы узнаем когда будут найдены, подняты и расшифрованы бортовые самописцы самолета», — заключает эксперт.

Что касается версии о террористическом акте, то Саженин убежден, что достоверную информацию об этой версии следует принимать к сведению только от уполномоченных государственных ведомств.

Заслуженный пилот России отказался оценивать опыт командира погибшего самолета Романа Волкова, который налетал около трех тысяч часов и был назвал в СМИ опытным пилотом. Налет самого Виктора Саженина — двадцать тысяч часов.

Напомним, Ту-154 Минобороны РФ, вылетевший из аэропорта Адлер к российской авиабазе Хмеймим в Сирии, разбился у берегов Черного моря в шестом часу утра 25 декабря через две минуты после взлета.

На борту самолета находилось 92 человека, включая экипаж, музыкантов ансамбля имени Александрова, военнослужащих, госслужащих, представителей СМИ и членов общественных организаций. Вероятные причины авиакатастрофы выясняются. Обломки самолета нашли на глубине 70 метров в полутора километрах от берега.

Подробнее о поисковой операции и других версиях в трансляции «Ридуса».