Тоннелепроходческий механизированный комплекс Herrenknecht S-771 с именем «Елена» Московского метростроя успешно завершил проходку правого перегонного тоннеля (ППТ) от круглой монтажной камеры (площадка № 17) до демонтажной камеры перед тупиками станции «Савеловская» на северо-восточном участке Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метрополитена. Тоннель протяженностью 3 393 метров был пройден за 18 месяцев.
Проходка началась 12 декабря 2018 года. Впервые в Москве тоннелепроходческий комплекс стартовал из круглого котлована диаметром 31,5 метра и глубиной 45,9 метра, расположенном в районе Рижской эстакады Третьего транспортного кольца.
Двигаясь в сторону «Савеловской», ТПМК прошел под двумя действующими линиями Калужско-Рижской линии и Люблинско-Дмитровской линии, а также под железнодорожными путями. Были приняты дополнительные меры, обеспечившие безопасную эксплуатацию объектов метрополитена и «Российских железных дорог».
Станции БКЛ «Рижская» и «Марьина Роща» щит прошел транзитом. В дальнейшем построенные перегонные тоннели будут использованы как пилот-тоннели для переборки на станционных диаметр.
ТПМК Herrenknecht S-771 с именем «Елена» выпустили в 2013 году. Он является одним из ветеранов столичного метростроения. В послужном списке комплекса свыше 7,8 километра тоннелей на пяти участках метро, таких как:
— правый перегонный тоннель от «Тропарева» до «Румянцева» (2114 метров, Сокольническая линия); — левый перегонный тоннель от «Саларьева» до «Румянцева» (1405 метров, Сокольническая линия); — тупиковый тоннель за станцией «Селигерская» (350 метров, Люблинско-Дмитровская линия); — правый перегонный тоннель от «Очакова» до «Мичуринского проспекта» (2801 метр, Солнцевская линия); — правый перегонный тоннель от «Электрозаводской» до «Лефортова» (1140 метров, Большая кольцевая линия).
Вслед за «Еленой» проходку левого перегонного тоннеля между площадкой № 17 и «Савеловской» в августе 2019 года начал ТПМК «Инна». Работы планируется завершить в сентябре этого года.
За месяц до сбойки подземная демонтажная камера была уже готова.
Справа проем в водоотливную установку.
Это будет постоянная выработка для обеспечения сбора воды из откачки её в дренажную систему города.
В этом месте была штольня к другой демонтажной камере. Но её пришлось забетонировать, так как ТПМК пересекал это место. Сейчас, когда щит прошел, здесь сделана сбойка.
А чтобы к демонтажной камере левого тоннеля был доступ, то сверху над тоннелем сделали небольшую штольню. Причем сначала прошли быстро пилот штольню, а потом разработали уже на большее сечение.
Брокк давно стал уже верным помощником метростроевцем. С помощью его разрабатывают забои и долбят упрямый известняк.
Рабочий ствол № 1237-бис.
В камере смонтировали кран, с помощью которого разберут ТПМК.
Сначала вскрыли заглушку и выпустили пригруз из забоя.
Пока есть время, прошёлся по выработкам.
Руддвор.
Выше я говорил про забетонированную штольню, чтобы щит смог пройти. Сейчас там сбойка и можно заглянуть внутрь готового тоннеля и дойти до щита. Уникальная возможность, кстати. Обычно на месте сбойки в щит не попасть так просто.
Herrenknecht S-771 «Елена"
Юрий Головин, машинист щита.
Поздравляю Московский метрострой и СМУ-12 с ещё одной успешной сбойкой и завершением проходки!
Продолжили сбиваться!
Вжух!
Вот и все, сбойка сделана!
«3,4 километра прошла машина, продолжительность работ составила 18 месяцев. Это правый перегонный тоннель, соединяющий, как вы правильно сказали, БКЛ с Некрасовской линией. Он полностью готов, мы, соответственно, приступаем к сооружению верхних строений путей, будем оснащать это все инженерными системами и заниматься станционными комплексами. Строительство перегонных тоннелей северо-восточного участка будет закончено в сентябре 2020 года. Все работы идут по графику.» — рассказал генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков мэру Москвы Сергею Собянину.