В последнее время фамилия Мазепина не сходит с передовиц спортивных таблоидов и изданий, посвященных «Формуле-1». И дело тут вовсе не в спортивных успехах Никиты Мазепина — сына владельца «Уралхима» и пилота «Формулы-2», а в бизнес-активности его отца. Тот изо всех сил пытается приобрести одну из команд самых престижных автогонок мира, чтобы пристроить туда пилотом своего отпрыска. Который хоть и делает некоторые успехи, однако самостоятельно попасть в элитный клуб пилотов пока не в состоянии.
Никите Мазепину, конечно же, повезло и с папой, и с видом спорта. В отличие от многих других видов спорта, в «Формуле-1» нехватку таланта можно восполнить большими деньгами. Это, конечно, не проблема, если твой отец — миллиардер и может попросту купить тебе твою личную команду для выступлений. Что называется, «не мытьем, так катаньем». И Мазепин-старший развернул бурную деятельность на спортивном фронте.
С упорством, достойным лучшего применения, глава «Уралхима» штурмует одну неприступную крепость за другой, пытаясь пробить место для сына в «Формуле-1» на сезон 2021 года. Пока безрезультатно. В прошлом году Мазепин проиграл борьбу за Sahara Force India F1 Team канадскому миллиардеру Лоуренсу Строллу; затем ходили слухи о возможной покупке титулованной Williams, но дело кончилось ничем. В мае этого года пресса писала о претензиях главы «Уралхима» на покупку команды Renault — там тоже не выгорело. На днях же появилась информация, что теперь Дмитрий Мазепин хочет приобрести команду Haas. Однако уже 1 октября представитель Haas опроверг эту информацию, заявив британскому изданию Formula1News, что «команда не продается».
Одновременно с новостями про Haas появились слухи, что глава «Уралхима» предлагал солидный спонсорский пакет команде AlphaTauri, если та возьмет себе пилотом Никиту Мазепина — об этом сообщала итальянская версия ресурса Motorsport.com.
Тут пока опровержений не последовало, но и подтверждения тоже.
Похоже, что Дмитрий Мазепин настолько одержим идеей пропихнуть сына в «Формулу-1», что ему уже просто некогда заниматься такой скучной рутиной, как спасение собственного бизнеса. Даже сейчас, когда в мире бушует пандемия коронавируса и дела идут в гору разве что у производителей медицинских масок и фармкомпаний.
А между тем «Уралхиму» необходимо срочно стабилизировать свое довольно шаткое финансовое положение. Компания обременена огромными долгами: Дмитрий Мазепин выстраивал свою империю на заемные средства, задолжав банкам (преимущественно государственным, таким как ВТБ и Сбербанк) не один десяток миллиардов рублей. В конце апреля этого года на счетах компании было 13 миллиардов рублей, а своим кредиторам она должна была астрономические 306 миллиардов.
Кредиты давят на компанию, ее финансовое положение с каждым годом становится только хуже, и Мазепин-старший юлит, пытаясь проскочить между требованиями кредиторов и налоговиков. Так, в конце прошлого года Федеральная налоговая служба провела выездную проверку и по ее итогам предъявила «Уралхиму» претензии белее чем на 454 миллиона рублей недоплаченных налогов. Однако компания до сих пор оспаривает это решение в судах, объясняя свое нежелание платить государству расходами на профилактику коронавирусной инфекции COVID-19, необходимостью рассчитываться по кредитам (опять же государству) и убытками, которые на конец апреля составили 31 миллиард рублей.
Получается, что на налоги и снижение долговой нагрузки денег нет, а вот на покупку престижной команды «Формулы-1» или крупный спонсорский контракт ради карьеры Мазепина-младшего в элитном виде спорта — есть. Понабрав денег у госбанков на реализацию рискованной экстенсивной стратегии, владелец «Уралхима» не спешит вернуть стране долги и продолжает жить на широкую ногу, спуская деньги на дорогие игрушки своего сына.