Президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий создание в стране системы пробации осужденных. Система предлагает создать условия для ресоциализации и социальной адаптации осужденных. Правозащитники и общественники поддержали решение, назвав закон «революционным».
Первый зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с Общественной наблюдательной комиссией Михаил Аничкин в беседе с «Ридусом» заявил, что закон о пробации необходимо было принимать давным-давно.
«В России существует большая проблема с тем, как люди, выходящие из мест заключения, социализируются в нашем обществе. У таких людей часто случаются рецидивы из-та того, что никто вовремя не занимался их адаптацией и возвращением к нормальной жизни», — отметил общественник.
«Это действительно очень большая проблема, — продолжает Аничкин. — Мы заинтересованы в том, чтобы общество было настроено на здоровое развитие. Даже те преступники, которые отбыли срок наказания за совершенные преступления, являются гражданами Российской Федерации, частью нашего общества, и имеют практически такие же права, как и все остальные — пусть и с некоторыми ограничениями».
По словам эксперта, чтобы встроить отбывших сроки преступников в нормальный образ жизни, необходимо «нормальный менталитет, нормальное отношение другой части общества к таким людям».
«Это очень большая задача, ведь на обществе лежит большая ответственность. Люди далеко не всегда понимают важность этой проблемы, особенно те, кто сам пострадал от преступных действий. Тем не менее, проблема очень важная — и закон очень современный», — подчеркнул Аничкин.
Член Совета по правам человека при президенте России Ева Меркачева ранее назвала принятый закон «революционным»:
«В идеале рецидив снизится, ведь у каждого осужденного будет возможность получить достойное образование, профессию и после освобождения — трудоустройство на хорошую работу».
По словам правозащитницы, система пробации заключенных в России сработает, если к ее работе будут подключены заинтересованные НКО. «Если только чиновники, то, боюсь, все формализируется и бюрократизируется. С заключенными должны работать только те, кто видит в них людей и кто понимает истоки преступления. А сама система должна быть не наказания, а исправления», — отметила Меркачева.
Член СПЧ Александр Брод также убежден, что реализация системы пробации осужденных невозможна без участия институтов гражданского общества. Кроме того, потребуется создание новой системы пробации в регионах, создание специальных центров пробации. «Это большой комплекс организационно-технических, кадровых вопросов», — отметил правозащитник.
Система пробации помимо мер для ресоциализации и социальной адаптации осужденных, предлагает также меры их поддержки как на этапе отбывания наказания, так и после освобождения.
Инициаторы закона — Минюст РФ и ФСИН России, правозащитники и общественники — отмечают, что особое внимание в системе пробации будет уделяться индивидуальной программе ресоциализации, учитывающей особенности, обстоятельства и потребности граждан. Ключевым показателем эффективности работы новой системы станет снижение показателей рецидивной преступности.
Предполагается, что в системе пробации будут задействованы организации коммерческого и некоммерческого сектора, общественные наблюдательные комиссии, добровольцы и волонтеры.
Служба пробации существует в США и многих европейских странах, но там ее понимают по-другому. На Западе пробация — это форма условного осуждения, не связанного с лишением свободы. Вместо тюрьмы осужденный на время испытательного срока помещается под надзор специальных органов, которые работают над изменением криминогенного поведения и социальной адаптацией совершившего преступление. Альтернативный тюремному заключению метод ведет к повышению безопасности общества.