Страны Евросоюза намерены создавать единый рынок данных, чтобы противостоять монополии американских IT-гигантов Facebook, Google и Amazon. Как сообщает Reuters, авторы инициативы убеждают Еврокомиссию в необходимости хранить пользовательские данные на территории своих стран. Кроме того, усилия европейских властей дадут импульс местным разработкам в сфере IT, которые сегодня откровенно проигрывают на рынке.
Глава комиссии Общественной палаты России по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич в беседе с «Ридусом» отметил, что ни один из заметных европейских онлайн-сервисов на сегодняшний день не может конкурировать с западными гигантами.
Ни польской соцсети Nasza-klasa, ни немецкой StudiVZ не удалось собрать аудиторию, превышающую 10 миллионов пользователей, тогда как Facebook отчитывается о 2,5 миллиардов юзеров.
Эксперт отмечает, что борьба ЕС с западной монополизацией началась слишком поздно:
У Америки был четкий план действий — и они по нему идут из года в год, невзирая на то, кто возглавляет страну. И их система работает: Европа без сомнения находится под угрозой, потому что они не стали создавать свои варианты, полностью приняв весь набор «американских чудес» — и теперь они находятся в серьезной зависимости.«У России и Китая иная ситуация, — продолжает Малькевич. — Китай в этом плане вообще в выигрышной ситуации, их WeChat — это настоящая экосистема, которая позволяет и общаться, и платить, и покупать. Нам в свое время стоило задуматься о российском WeChat, о своей цифровой экосистеме, в которой можно было бы жить и работать. Но люди, стоящие за Facebook и Google, вложили очень серьезные средства в рекламу и продвижение своих продуктов, нам их по-сути навязали».
Да и рекламируют их наши же популярные блогеры, которые и навязывают пользователям штампы о том, что «Одноклассники» — отстой, а интеллектуальная элита общается в Facebook, и так далее. Наши лидеры мнений набирают сотни тысяч подписчиков в Instagram, но этот сервис не наш. Так зачем же нам поддерживать зарубежные сервисы, которые не платят в России налоги и не исполняют наш закон?«У России есть альтернативный поисковик — Яндекс, альтернативные соцсети — „ВКонтакте“ и „Одноклассники“, есть свои мессенджеры. Мы показали, что можем разрабатывать прекрасные сервисы, такие как сайт госуслуг, общее количество пользователей которого превысило 103 миллиона человек. На полном серьезе обсуждается не только сбор подписей, но и электронное голосование. У нас есть технологии, умные и светлые головы. Нужна только определенная управленческая воля для того, чтобы проявлять протекционизм по отношению к отечественным сервисам».
Одним из проявлений такой политической воли по поддержке отечественных онлайн-сервисов эксперт называет закон о предустановке российского программного обеспечения на все гаджеты. Впрочем, депутаты Госдумы перенесли вступление в силу этого закона на 1 января 2021 года. Тем не менее, это правильная политика протекционизма отечественных разработок, убежден Малькевич.
В то же время член думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин назвал способ поддержки российских сервисов в период пандемии коронавирусной инфекции. Парламентарий предлагает осуществлять приоритезацию интернет-трафика, при которой данные отечественных интернет-ресурсов получат приоритет в передаче по каналам связи.
«Такое сейчас время: приходится выбирать, о ком заботиться — о своих или о чужих, — считает депутат Горелкин. — Я предлагаю сосредоточиться на сохранении высокой пропускной способности российской сетевой инфраструктуры. Для нашей общей пользы, комфорта и спокойствия».
С этой инициативой согласен и Александр Малькевич. Политика здорового протекционизма собственных разработок на IT-рынке позволят укрепить их позиции в непрекращающейся борьбе за пользователей.