Седьмой кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского подвёл итоги. Победило кино во всех отношениях «авторское», проблемное, бескомпромиссное. Киноридус симпатии жюри не разделяет, но комментирует.
Судьями конкурсной программы «Зеркала» в этом году были режиссёры Сергей Лозница и Донателла Бальиво, продюсер Марианна Слот, актёр Валериу Андриуца и киновед Клаус Эдер, общим решением выбранный председателем. В своём решении они практически повторили расклад Роттердамского фестиваля – с той лишь разницей, что в Плёс и в Иваново приехали фильмы, побеждавшие там с разницей в год. Так, Гран-При «Зеркала» досталось китайской ленте «Яйцо и камень», повторившей здесь свой роттердамовский успех 2012-го года. Как мы уже писали, молодой режиссёр Хуан Цзи прибыла к берегам Волги с крохотной малышкой на руках – что дало повод проигравшим авторам решительно заявлять на банкете, что и они теперь будут следовать её «заразительному» примеру (а если нет своих детей, то возьмут на недельку в аренду).
Две других награды присудили призёрам Роттердама этого года; всё бы ничего, но смущает тот факт, что Сергей Лозница награждает эти ленты уже дважды: сейчас – как член судейской комиссии в Плёсе, а зимой – как член жюри того самого Роттердамского фестиваля (впрочем, программный директор «Зеркала» Андрей Плахов не видит в этом принципиальной беды и тем более «заговора»). Разве что на этот раз статуэтки пришлось разделить по рангу («Золотые тигры» вручаются сразу трём картинам без особых пометок). И Мире Форнай, автору фильма «Мой пес Киллер», достался приз за лучшую режиссуру, а Даниэль Хёсль был отмечен призом за профессиональные достижения – а если конкретнее, то за сценарий ленты «Солдат Жаннетт». Особо следует отметить, что призовой фонд фестиваля в сто тысяч долларов (50 на Гран-При и по 25 на вторую и третью награду) был выделен из спонсорских средств, а вовсе не из бюджетных.
Самому человечному, как уже отмечал Киноридус ранее, фильму фестиваля «Сияние дня» (Австрия, реж. Тицца Кови, Райнер Фриммель) от жюри досталось лишь «Специальное упоминание». Зато вдобавок к этому – ещё и «Слон» от Гильдии киноведов и кинокритики (редкий случай, когда автор этих строк с этим решением целиком и полностью согласен). Приз зрительских симпатий – традиционно самый «демократичный», так как прозрачность голосования невозможно проследить – перешёл к российскому участнику соревнования Алексею Федорченко за ленту «Небесные жёны луговых мари». В принципе – неудивительно, хотя и заставляет улыбнуться: как сказал сам режиссёр со сцены, в Иваново (где проходили именно зрительские показы) фильм показали без русского перевода (картина снята на марийском языке). Вот ведь как наш народ любит родное кино – голосует, даже не понимая (или абсолютно верно воспринимая визуально-звуковое решение).
Кстати сказать, эту награду съёмочная группа получила из рук ведущей «Времени» Екатерины Андреевой и… Рэйфа Файнса, неожиданным, но невероятно приятным гостем вновь прилетевшим в Иваново (два года назад он был здесь председателем судейской команды). Сегодня Файнс готовится к съёмкам «Месяца в деревне», тургеневской экранизации Веры Глаголевой, и потому активно учит русский язык – что и было со всем блеском продемонстрировано на церемонии закрытия фестиваля (приятно, что не только Жераром Депардье славится теперь российская культура).
«Небесным жёнам» - а вернее, их «глазам» Шандору Беркеши – свой специальный приз имени Сергея Урусевского присудил и журнал «Variety»: за лучшую операторскую работу. Приз документальной программы «Зеркало «Артдокфеста» достался уже и без того прославленной картине «Зима, уходи!». Её авторы во главе с Дмитрием Кубасовым, кстати сказать, снимали на фестивале свой новый «заказной» проект под рабочим названием «Тарковский. Context» – непосредственно о «Зеркале». Возможно, в обозримом будущем – или на следующем иваново-плёсовском кинофестивале – мы его увидим все вместе.
См. также:
«Фестиваль «Зеркало»: актёры, псы, яйца и камни»