Кино

Жан-Жак Анно: «Мы все нуждаемся в компетентном вожаке»

0 4824

«Тотем волка» (Le Dernier Loup)

Китай — Франция, реж. Жан-Жак Анно, в ролях: Фэн Шаофэн, Шон Доу, Анкниам Рагчаа, Инь Чжушэн, Басен Жабу.

Страница фильма

В 1967-м, на второй год китайской культурной революции, столичных студентов рассадили по автобусам и отправили в глубинку, распределив по рабочим бригадам. Герой фильма выбрал Внутреннюю Монголию, считай, наугад — лишь бы поскорее выбраться из пекинского пекла, подальше от беспорядков. Так началась для него степная жизнь — с её мудростями и правилами.

С точки зрения городского жителя там вроде бы всё просто: волк опасен, стало быть — враг, а антилопы — жертвы, значит, их надо спасать. Но на деле всё гораздо сложнее, у природы на этот счёт свои взгляды. Антилопы вообще-то поедают траву, которую могли бы съесть овцы; получается, волки необходимы: если они не убьют антилоп — травы не будет. Но и полностью изничтожать антилоп нельзя, если какая выжила — следует дать ей волю, если волк спрятал тушу — нельзя красть у него последнее: не будет антилоп — волки будут нападать и на овец, и на лошадей.

Может, решить дело просто — убить всех волков?.. Но так тоже не годится: тогда в великом множестве по степи разведутся грызуны — и жизни вообще не станет. Но что директивам из Центра до таких нюансов?.. Получен приказ: убивать всех волчат — вот и убивайте.

Герой, заворожённый встречей с волками, ослушивается приказа — и втайне ото всех заводит себе волчонка, кормит его и выхаживает. А когда тайна раскрывается, оправдывается словами председателя Мао: «Чтобы победить врага, надо изучить его». И не прислушивается к мудрому старосте, который выступает против такого обращения с молодым волком: «Ты схватил бога и превратил его в раба»…

1 Кадр из фильма «Тотем волка»

Пожалуй, французский режиссёр Жан-Жак Анно — лучшая кандидатура для воплощения такого сюжета на киноэкране: как-никак, среди его фильмов есть и «Битва за огонь» про первобытных людей (1981), и «Медведь» про медведя (1988, обе ленты покажут на Московском фестивале в рамках небольшой ретроспективы автора), и «Два брата» про тигрят (2004).

2 Режиссёр Жан-Жак Анно © Антон Тушин/Ridus.ru

Теперь вот — волки, логичное развитие темы, долгие годы волнующей мастера: Человек и Природа — друзья или враги?.. И так ли уж верно утверждение, что это мы — главные на Земле?..

Настоящая причина, по которой я пустился в это приключение, заключается в том, что я считаю: мы должны защищать природу, заботиться о ней. Поэтому я был очень тронут, когда из Китая, где проблема сохранения красоты природы стоит очень остро, ко мне обратились с предложением вновь отразить эту тему в кино. Мне хотелось привлечь внимание к тому, что мы все являемся млекопитающими, у нас у всех — общие инстинкты. Заканчивая фильм, я чувствовал, что понимаю это даже лучше, чем раньше. 3 Режиссёр Жан-Жак Анно и программный директор ММКФ Кирилл Разлогов © Антон Тушин/Ridus.ru

По словам программного директора ММКФ Кирилла Разлогова, Жан-Жак Анно — главный гость нынешнего фестиваля: ведь он не только режиссёр, представляющий на открытии кинофестиваля свой новый фильм, но ещё и председатель жюри. Фигура и правда крупная: лауреат «Оскара» (за дебют 1976-го года «Чёрные и белые в цвете»), обладатель четырёх «Сезаров». Широкому российскому зрителю он знаком в первую очередь по таким лентам как «Имя розы» с Шоном Коннери, «Семь лет в Тибете» с Брэдом Питтом и «Враг у ворот» с Джудом Лоу в роли русского снайпера.

Свою пресс-конференцию Анно начинает с признания в любви к российскому кинематографу: это чувство было привито ещё легендарным Жоржем Садулем, преподававшим историю кино в парижском институте и показывавшим советские фильмы чуть ли не через каждые два дня.

Я знаю ваше кино очень хорошо и считаю его подлинно великим. Думаю, я никогда не смог бы снять такой фильм как «Тотем волка», если бы меня не вдохновляли великие русские режиссёры — Эйзенштейн, Пудовкин, Донской. 4 Режиссёр Жан-Жак Анно © Антон Тушин/Ridus.ru

Работа над картиной в общей сложности заняла семь лет: в 2007-м был прочитан роман, год спустя поступило предложение от китайских продюсеров. В 2009-м специально приглашённый дрессировщик начал выращивать для съёмок степных волков, буквально кормя их с бутылочки — это очень редкий вид, находящийся сейчас на грани исчезновения. Сами съёмки продолжались с июля 2012-го по декабрь 2013-го: всё-таки действие картины затрагивает все времена года, к тому же надо было учитывать особенности роста волков, с точки зрения которых как будто бы рассказана эта история. Кстати, может показаться, что многие кадры с дикими зверями добавлены на компьютере, но режиссёр это опровергает, утверждая, что спецэффектов в картине — всего на один процент, остальное снято вживую.

Волки — очень сложные животные. Их можно приучить только не слишком бояться человека. Но это свойство волков меня как раз радует, потому что в их диких глазах можно увидеть их душу.

По счастью, ни одного неприятного инцидента с животными на съёмках не произошло. Сейчас они, полноправные звёзды картины, живут со своим дрессировщиком в Канаде, близ Калгари. Но можно понять, почему у журналистов возникает естественный — исходя из содержания ленты — вопрос: что общего в волчьей и человечьей стаях?

5 На пресс-конференции по фильму "Тотем волка" в рамках 37-го ММКФ © Антон Тушин/Ridus.ru

Общество волков устроено по феодальному принципу: во главе — волк-вожак, рядом его жена, командующая самками, внизу «классовой лестницы» — слабые, а потому презираемые волки. Конечно, это похоже на карикатуру на человеческое общество.

Но общее у нас действительно есть: мы — как люди, так и волки — не находимся во главе цепочки питания. Мы слабые животные, выше нас и мамонт, и тигр, мы всегда № 2. Поэтому нам приходится организовываться в группы: вместе мы становимся сильнее. Мы все нуждаемся в вожаке, причём вожаке компетентном — иначе появится другой претендент, способный вызвать его на бой. Таковы условия выживания. Причём когда вожак стоит во главе стаи — все его уважают; но стоит вожаку смениться — бывший лидер уже никому не нужен. Этим стая волков очень сильно напоминает человеческое общество, тот мир, в котором мы с вами живём.

Фильм «Тотем волка» уже с огромным успехом (по словам режиссёра) прошёл в Китае, вышел он и во Франции. Дата же российского релиза пока что не определена — возможно, этот вопрос решится непосредственно в эти дни, в ходе 37-го Московского кинофестиваля.

6 Кадр из фильма «Тотем волка»