В России с начала года произошло более 9 тыс. лесных пожаров. При этом их общая площадь на четверть меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Эксперты говорят о том, что спасателям в текущем году удается оперативно и эффективно справляться с возгораниями на начальном этапе. В Рослесхозе также подтвердили, что выводы из прошлогодних пожаров были сделаны.
За сутки на территории нашей страны ликвидировали 96 природных пожаров, это данные «Авиалесоохраны» на 22 июля. Наибольшая площадь пожаров зафиксирована в Ханты-Мансийском автономном округе. Режим ЧС действует в семи субъектах Российской Федерации.
Реакция Правительства
Ситуацию на контроле держат на самом высоком уровне. 20 июля премьер-министр России Михаил Мишустин провел совещание с зампредом правительства Викторией Абрамченко. Премьер отметил, что в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока сложилась сложная обстановка, и поручил кабмину оперативно подготовить все необходимые документы для борьбы с лесными пожарами.
В свою очередь Абрамченко сообщила, что к тушению пожаров привлечены 5,5 тыс. человек личного состава и порядка 900 единиц техники.
«Благодаря слаженной работе федеральных и региональных служб угроза жизни людей и объектам экономики отсутствует», — отметила зампред правительства.
Также она сообщила, что в этом году для регионов предусмотрены 6,2 млрд рублей, которые пойдут на борьбу с лесными пожарами. Кроме того, кабмин выделил Рослесхозу еще 2,6 млрд рублей. Средства направят на тушение и мониторинг пожарной опасности в лесах.
Ситуация в ХМАО
Из-за сложной обстановки с пожарами в отдельных регионах в ситуацию вмешались лично министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин и глава МЧС Евгений Зиничев. Последний такой визит состоялся 16 июля в ХМАО-Югру. Вместе с губернатором региона Натальей Комаровой министры облетели территории Советского и Кондинского районов, где действовали самые крупные природные пожары.
По словам Кобылкина, ситуация в Югре непростая, но управляемая. «Регион обладает всеми необходимыми ресурсами для борьбы с пожарами. Положительные результаты в борьбе с пожарами», — отметил он.
Евгений Зиничев сообщил, что леса в Югре горят по двум причинам. Первая — природные факторы, вторая — пожары возникают в результате экономической деятельности человека и на арендованных лесных участках.
Наталья Комарова предложила провести в регионе эксперимент, доверив одной службе борьбу с лесными пожарами. Она также считает, что можно засаживать пострадавшие территории не ценными породами, а рекультивировать как смешанный лес, чтобы понизить класс опасности этих насаждений.
Чем воюют
В регионы, где борются с лесными пожарами, решением федерального центра к тушению подключают авиапожарных из субъектов со сравнительно спокойной обстановкой. Кроме того, постоянно обновляется парк лесопожарной техники. В рамках нацпроекта «Экология» регионы получили более 15 тыс. единиц техники.
В Якутии против огня вывели самолет-зондировщик Ан-26 «Циклон». Он заряжен пиропатронами с йодистым серебром. Распыление этого препарата приводит к формированию дождей и ливней. Такой метод борьбы с огнем в этом году уже использовали в Иркутской и Амурской областях, а также в Красноярском крае и Забайкалье.
Зоны контроля
Еще одним важным решением для изменения ситуации и сохранения российских лесов стало сокращение так называемых зон контроля. Это территории, где разрешается не тушить лесные пожары, если затраты превышают прогнозируемый ущерб, а огонь не угрожает населенным пунктам и объектам экономики. Летом 2019 года на зоны контроля пришлось 90% всех пожаров.
«Рослесхоз ведет работу по сокращению площадей зон контроля. Критерии для этого были направлены в регионы. На сегодняшний день зоны контроля уже сокращены на 87,8 млн га (с 620,7 млн га до 532,9 млн га), а Новосибирская, Свердловская и Тюменская области полностью отказалась от таких зон», — сообщили в ведомстве.
Более того, чтобы не допустить усугубления пожароопасной обстановки, главу Якутии в середине июня попросили принять решение о тушении пожаров именно в зонах контроля. Также в июне СМИ сообщили, что Минприроды планирует еще серьезнее сократить количество зон контроля — до 6%.
«Все решения, принимаемые на федеральном уровне, двигают ситуацию в одном направлении. Это важно. Заметен возросший уровень сотрудничества между министерствами и ведомствами с одной стороны, и регионами с другой. Именно фактор консолидации усилий и точечного включения в региональные кейсы позволил качественно изменить ход летнего пожароопасного сезона. Сообщений, что „вся Сибирь горит“, текущим летом уже никто не публикует», — прокомментировал ситуацию с природными пожарами в России руководитель Центра общественно-политических проектов Константин Листратов.