Очередное доказательство поговорки, что дурная голова ногам покоя не дает, пришло на этот раз из авиационной отрасли.
Под дурной головой в этом случае надо понимать идею Минтранса о переносе в Россию серверов для продажи билетов и систем регистрации на рейсы с 2020 года.
Ни байта назад
Как признают все специалисты в области информационных технологий, «пакет Яровой» (как для удобства называют набор законов о контроле над киберпространством, принятых в 2016 году) невозможно исполнить на практике по сугубо технологическим причинам.
Когда в Госдуме голосовали за эти законы, там, вероятно, руководствовались принципом «Течет вода Кубань-реки куда велят большевики»: то есть исходили из идеалистической концепции, что если будет закон, то природа просто никуда не денется, кроме как ему подчинится.
Вот и сейчас применение предложения Минтранса на практике может привести к полной остановке деятельности российских авиакомпаний и длительной (на два-четыре года) и затратной миграции в другие системы бронирования.
Первыми тревогу забили в авиакомпании S7, которая работает со швейцарской системой SITA. «Аэрофлот» работает с системой Sabre (США), его «дочка» «Победа» — с Navitair (тоже США), «Уральские авиалинии» — с испанской Amadues.
Для «Ютэйр» предложение Минтранса — не проблемаИз крупных российских авиаперевозчиков только UTair пользуется услугами отечественной «Сирена-Трэвел» (что, кстати, вполне вписывается в имидж компании, которая рекламирует свои маршруты «туда, где вас ждут», на фоне разваливающихся пятиэтажек и прочих «родных красот»).
Для тех же авиакомпаний, которые входят в глобальные альянсы (OneWorld, Star и SkyTeam), реализация подобного «импортозамещения» будет означать невозможность оставаться участниками этих команд.
«Сирена» воздушной тревоги
Минтранс озабочен сохранением личных данных россиян, чтобы к ним не могли получить доступ иностранные «враги», предполагает сотрудник журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин.
Это требование ведь в рамках „законов Яровой“ распространяется не только на авиапассажиров, но и на любых граждан РФ, которые так или иначе засвечивают свои личные данные на иностранных серверах. Поэтому требования к авиакомпаниям ничем не отличаются от аналогичных требований к другим провайдерам, — сказал он «Ридусу».Хотя до сих пор не было отмечено ни одного случая утечки личных данных авиапассажиров из России через системы бронирования в руки злоумышленников, в Минтрансе пользуются принципом «береженого Бог бережет».
К тому же правительство хочет сильнее загрузить отечественные системы бронирования НСБ и «Сирена», что имеет и конкретный экономический смысл, добавляет Пядушкин.
Подавляющее большинство российских авиаперевозчиков уже и так работает с одной из этих систем. Но здесь хитрость в том, что это большинство суммарно обслуживает меньше пассажиров, чем „три кита“ российской авиаотрасли — „Аэрофлот“, S7 и „Уральские авиалинии“. А вот они как раз работают с зарубежными серверами, — говорит он.Для собственно пассажира нет никакой разницы, какой системой бронирования пользуется его авиакомпания: он видит на экране стандартный набор граф, отличающихся у разных перевозчиков исключительно «скинами» — внешним оформлением.
Российская «Сирена-Трэвел» ни в коем случае не означает, что пользующиеся ею авиакомпании самоизолируются от мирового рынка авиаперевозок, то есть она не является «островной», подчеркивает Пядушкин.
Как российские авиакомпании могут пользоваться зарубежными системами бронирования, так и иностранные перевозчики могут использовать российскую «Сирену», если им это почему-либо захочется делать.
Говорят, что скоро всё подорожает
Системы бронирования авиаперевозок в каком-то смысле являются аналогом системы всемирных межбанковских переводов SWIFT. Решение Минтранса полностью копирует ранее озвученные меры Центробанка РФ по страхованию российской банковской системы на случай ее отключения от международной системы SWIFT, с той только разницей, что в данном случае Россия действует проактивно, без каких-то поводов к беспокойству.
Инициатива Минтранса может иметь весьма неприятные последствия для авиакомпаний и, как следствие, для авиапассажиров, говорил ранее «Ридусу» глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Если власти РФ будут директивно настаивать на отключении российских авиакомпаний от западных систем бронирования с 1 января 2020 года, не исключено, что «Сирена-Трэвел» и Национальная служба бронирования (НСБ) могут не успеть договориться с глобальными системами о создании «линков» между ними или физически не смогут в срок сконструировать такие связующие элементы.
Это приведет к тому, что российские авиакомпании на какое-то время „ослепят“ своих зарубежных клиентов: те просто не смогут увидеть наличие мест на рейсах этих перевозчиков, чтобы бронировать их онлайн. Тем самым „Аэрофлот“, S7 и другие российские перевозчики лишатся выхода на зарубежный рынок — и чтобы компенсировать выпавшие доходы, будут вынуждены переложить эти суммы на оставшуюся доступной им клиентуру — российских пассажиров. То есть при любом сценарии стоимость билетов для россиян вырастет, — прогнозирует эксперт.