Сеть железных дорог в Армении не очень обширна: всего одна основная линия, огибающая страну с запада и проходящая через все основные города: Ереван — Гюмри — Ванадзор — Алаверди — Тбилиси, а также 1 небольшая линия в Ерасх и Арарат. Остальные железные дороги, к сожалению, не действуют.
Управление поездами осуществляет Южно-Кавказская железная дорога, являющаяся филиалом ОАО «Российские железные дороги». Этот факт даёт много бонусов армянской железки, например — современный подвижной состав и более качественные ремонты путей. Думаю, что без РЖД тут, возможно бы, совсем уже всё загнулось.
Всё сообщение представлено 4 парами поездов в Гюмри, 1 парой — в Аракс (по пути в Гюмри) и 1 — в Ерасх (на юг от Еревана). Пригородного сообщения дальше Гюмри — нет!
Есть ещё международный поезд в Тбилиси, на котором можно доехать до всех остальных городов дальше Гюмри (Ванадзора, Спитака).
На запасных путях вокзала Еревана стоят вагоны со старого состава тбилисского поезда.
Зато на главном вокзале страны висят плакаты о былом величии, когда Ереван был Эриванью, а с этих платформ можно было укатить в Боржомъ и Карсъ.
И если в Боржомъ с пересадкой добраться ещё можно, до где сейчас Карсъ…
Были когда-то времена поезда до самой Москвы, и если бы не 2 геополитических конфликта на постсоветском пространстве, перекрывших оба железнодорожных пути из Закавказья, ходил бы этот поезд и сегодня.
Сам вокзал просторен и красив, содержится в хорошем состоянии.
Есть стенды с историей края.
Помимо ереванского вокзала, был также и осмотрен и вокзал города Армавир.
К слову сказать, про единственный дальний поезд Армении я ж уже писал недавно. А с электричками тоже всё неплохо: благодаря покровительству РЖД тут появились новые модные ЭП2Д, традиционно о двух вагонах.
Таких электричек в самой России не особо много за пределами мос.узла, а на мос.узле они ходят только на направлениях МЦД и на маршрутах экспрессов. А вот тут — пожалуйста.
Кондиционер особенно актуален в жаркой Армении.
Немногочисленные составы ходят по маршруту «Ереван — Гюмри», причём стоимость на них выше, чем на аналогичную поездку в старой раздолбанной электричке (1300 драм против 1100. или 3.2 и 2.7 $)! Первый раз вижу такую дифференциацию по типу подвижного состава.
Старых ЭР-ок тоже немного осталось, так что, может попадутся вам именно они!
Станция Алаверди. На данный момент пассажирского движения по ней нет, тбилисский поезд проходит её без остановки.
Здесь был даже год станции!
А, в целом, хочется пожелать Армении и ЮКЖД восстановить остальные линии, которые можно восстановить — на северо-восток, например. О том, чтобы запустить линию вдоль Аракса и границы с Ираном по понятным причинам и мечтать не приходится (хотя, учитывая последние подвижки, всё может быть).