Общество

Жертвуем экологией ради десятибалльных пробок?

15 10662

Недавно СМИ активно писали про отключение электричества сразу в трех районах Санкт-Петербурга в связи с чрезмерным использованием реагентов. Утром первого февраля около 20 тысяч жителей Василеостровского, Адмиралтейского и Кировского районов Санкт-Петербурга остались без света. Согласно сообщению "Ленэнерго", причиной вывода из строя линий электропередачи, по оценке энергокомпании, стало распыление реагентов на городских дорогах. При их использовании в условиях высокой влажности и положительной температуры в воздух поднимается мелкодисперсная взвесь реагента, которая при попадании на провода ЛЭП повреждает изоляцию и приводит к отключению линий электропередачи. В пресс-службе губернатора попросили обратиться за разъяснением в профильный комитет. В свою очередь, пресс-секретарь комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Елена Комарова сообщила, что новые реагенты типа "Бионорд" на дорогах не используются вообще - ими редко посыпают тротуары.

Акцент на том, что "новые реагенты" не практически не используются объясним. Ранее "Комсомольская правда" писала о проблемах с дорожным покрытием. Тема реагентов возникла случайно: "Дорожная техника не может повредить асфальт, - заверили в пресс-службе Комитета по благоустройству . - Не портят покрытие и реагенты. На дорогах мы используем только смеси, в основе которых хлористый натрий. Что же касается состава бионорд, то им посыпают только тротуары." Из контекста получается, что состав ПГМ "Бионорд", который сейчас используется и в Москве, (более 100 тыс. тонн в 2012 году) и во многих других городах, может оказаться вреднее чем обычная песчано-соляная смесь. При этом на официальном сайте УЗПМ (Уральский завод противогололедных материалов), который производит "Бионорд", о новом реагенте написано следующее: "многокомпонентное средство, которое не только эффективно плавит лед и безопасно с точки зрения экологии, но и более того - удобряет почву, тем самым делает окружающую нас природу красивой и цветущей." Так ли это на самом деле? Если "Бинорд" используется только локально, то зачем Москве 100 тыс. тонн этого реагента? Чтобы посыпать все тротуары достаточно и одной тысячи.

Специалисты утверждают, что в последние зимы в Петербурге и Москве существенно возросло потребление реагентов – их становится все больше, и они разлетаются по воздуху. В 2012 году московские власти выделят на решение экологических проблем города 24 млрд руб., сообщил руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. «Примерно такая же сумма будет выделяться и в последующие годы до 2016 года», - сообщил Кульбачевский. В 2011 году на эти цели выделялось всего 1,5 млрд. рублей, а в 2012 году - 4 млрд. Если новые "экологичные" реагенты безопаснее своих предшественников, то почему на решение экологических проблем тратится все больше средств из бюджета? Заведующий сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Александр Судник считает, что основная проблема — это чрезмерное воздействие реагентов, при помощи которых дорожные службы растапливают лед. "Зимы нынче снежные, поэтому всевозможных хлоридов на трассы высыпают немерено. Мчащиеся автомобили создают турбулентные потоки воздуха, которые разносят «удобрения» на ветки и кроны. Поражаются побеги, почки погибают".

Получается замкнутый круг: каждую зиму увеличивается количество использующихся ПГМ (2010-2011 - 115,6 тыс. тонн; 2012-2013 – 323 тыс. тонн), после этого выделяются средства на озеленение и решение экологических проблем города, растущие в арифметической прогрессии. В итоге москвичи получают новые рекорды по десятибалльной шкале сервиса «Яндекс.Пробки», испорченную обувь, астму и неизвестные пока последствия для экологии всего города.