Культура

Жестокий и чарующий мир балета из первых рук

3 4738

Она начала заниматься балетом, по меркам балетного искусства, достаточно поздно - в четырнадцать лет. Но благодаря своему упорству, мастерству, и, конечно же, огромному таланту добилась высот, и теперь омская девушка - солистка Новосибирского театра оперы и балета. Она танцует сольные партии в таких балетах, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Корсар», «Пахита», «Коппелия», «Жизель», «Кармен», «Дон Кихот» и «Спящая красавица».

- Анна, расскажите, почему вы решили посвятить свою жизнь танцу и почему именно в четырнадцать лет?

- Я всегда хотела стать балериной, я даже не видела себя в другой профессии! Во-первых, это очень красивое и изящное искусство, во-вторых, наверное, всех девушек в детстве привлекает балет, потому что красивые костюмы, декорации, можно почувствовать себя принцессой. Когда я жила в Омске, мама в детстве меня отдала в студию классического балета, и в ней педагоги мне рассказали, что существуют специальные балетные профессиональные училища, где ты можешь получить диплом и дальше работать в театре. Но рассказали, если честно, поздно, из-за того, что не знали, сколько мне лет. Когда мне было четырнадцать, ко мне подошел педагог и сказал, что у меня хорошие данные и спросил, планирую ли я поступать в балетное училище. Но проблема в том, что в балетные училища принимают с десяти лет, четырнадцать лет для этой профессии – это очень поздно. А я в четырнадцать выглядела на десять-одиннадцать, была очень маленькой и худенькой. Мне сразу сказали, что нужно ехать поступать либо в Красноярск, либо в Новосибирск, либо в Санкт-Петербург, потому что у меня есть хорошие природные данные и их нельзя не развивать, а в родном Омске нет балетных училищ. Мы с родителями сразу начали пробовать поступать в эти училища, но в академии Вагановой в Санкт-Петербурге из-за возраста брать отказались, как и в Новосибирске, и мы решили попробовать поступить в Красноярск, так как в этом училище учатся не так много людей. И мне повезло, меня не просто взяли, а взяли сразу на третий курс, так как в балетной студии мне дали хорошую подготовку и родители брали для меня частные уроки.

- Чем Вы занимались после окончания училища?

- Я окончила училище с отличием, поэтому меня сразу взяли солисткой в Красноярский театр оперы и балета. Я играла в нем Аврору в «Спящей красавице», Китрин в «Дон Кихоте», Анюту в одноименном балете и Лизу в «Тщетной предосторожности». А помимо главных ролей, я играла разный другой сольный репертуар. Конечно, мне повезло с театром, ведь самих актеров немного, а репертуар большой, поэтому играли «все всё», шанс сыграть роль давался всем. Я проработала в нем до 2012 года, а потом меня пригласили попробовать себя в Новосибирском театре, самом крупном за Уралом театре оперы и балета.

- Вы бы отдали свою дочь в балетное искусство?

- Да, конечно! Только если бы у нее были природные данные, потому что в этой профессии, если у тебя нет природных задатков, ты будешь очень мучиться, всё обучение будет через боль, даже через унижения. Тебе будут всегда говорить, что тебе не хватает данных, всегда будешь осознавать, что рядом стоит человек, у которого в чем-то успешнее и у него что-то лучше получается, чем у тебя и что это невозможно в себе выработать. Например, подъем стопы, когда стоишь на пуантах. У кого-то хорошо выгибается лодыжка, а у кого-то совсем не выгибается. В физике человека есть предел, который как себя не травмируй и не насилуй, не удастся преодолеть.

- Давайте поговорим с Вами об учебе в балетных училищах, какие есть критерии для поступления?

- Все претенденты проходят очень жесткий отбор, допустим, из ста человек возьмут только двадцать. У ребенка должна быть гибкая спина, гибкие суставы, растяжка хорошая, стопа правильная, без плоскостопия. Смотрят так же и на внешние данные, у ребенка должна быть маленькая голова, потому что это красиво смотрится на сцене, большая голова в этой профессии сродни уродству. Длинные ручки, длинные ножки, длинная шея, худенькое туловище, узенькая кость. И это все должно сохранится на всю жизнь. И очень важно, чтобы в переходный возраст детская хрупкость не изменилась. Потому что обычно в 14-15 лет дети, особенно девушки, полнеют, и из-за этого их могут легко отчислить за несоблюдение формы. Например, когда я поступала в училище, нас было 20 человек, а выпустилось всего 6. Балерина – это штучный «товар». А в процессе обучения ты стираешь ноги в кровь, потому что нога еще не привыкла к пуантам, нужно иногда насильно себя растягивать, очень много работы над собой проделывать, которая приносит боль. Вообще, у балерины всегда что-то болит. Наверное, поэтому, балерина должна обучаться восемь лет, с самого детства, чтобы тело привыкло.

- Как проходит сам процесс обучения?

- Сама учеба представляет собой интеграцию обычных общеобразовательных предметов и предметов, связанных с балетом. Причем там нет такого, как, например, в спорте, где школьная программа отходит на второй план. В училище же ты должен все успевать, поэтому начало уроков в 8.20 а окончание в 19.00. Многие живут в интернатах при училище, причем не только дети из других городов, но и местные, те, кто далеко живут от самого училища. Мир балета – это жестокий мир, где нужно постоянно доказывать себе и окружающим что ты чего-то стоишь, искать свое место под солнцем. В нем нужно уметь ждать, когда тебе повезет и быть к этому готовыми. Плюс еще балерина подвержена множеству травм, начиная от растяжений мышц, заканчивая разными травмами ног, коленей, спины, ступня деформируется из-за постоянно хождения на пуантах.

- Обычно, у людей хобби связано с творческой деятельностью, кто-то поет, кто-то танцует. А Ваша профессия уже творческая, какое у Вас хобби?

- Балет – это мое и хобби, и профессия, это дело моей жизни. Мой весь день подчиняется тому, какое расписание в театре. Может быть такое, что весь день расписан, а может быть, что я буду занята только в первой половине дня.. Тогда я могу вечером просто почитать, посмотреть фильмы, или могу смотреть записи балета и учить новые движения и роли. Может, мое хобби – это фотография, я очень люблю фотографироваться, придумывать для фотосессии новые образы.

- Как ваши родные относятся к тому, что ваш график подчинен балету?

- С пониманием (смеется). Все знают, что если у меня завтра спектакль, то в одиннадцать вечера я буду уже спать. Или что в день спектакля я не буду ни с кем разговаривать, не буду делать то, что меня будет отвлекать.

- Правда ли, что балерину могут даже снять с танца, если она поправилась?

- Конечно! Во-первых, даже по технике безопасности артисту балета нельзя поднимать вес выше 60 кг. Мужчина может заработать себе большие проблемы со спиной. Во-вторых, полная балерина – это не красиво, никто не захочет на нее смотреть. Идеальный вес балерины – это рост минус 120-125, а идеальный вес обычной девушки рост минус 110. Поэтому приходиться ради искусства жертвовать разными булочками, пирожками, сладостями, стараешься, есть полезную пищу. Хотя, иногда я все же себе позволяю что-нибудь вкусненькое, если хорошо поработала за день.

- Вы часто бываете с театром на гастролях в разных странах. Скажите, везде зрители одинаково воспринимают балет?

- Что интересно, нет. Мы были в Англии, в Европейских странах, в Китае, Корее. Как приходят русские зрители в театр: они приходят в красивых нарядах, с прической, в зале ведут себя культурно и просто наслаждаются искусством. Та же картина в больших городах Англии и в Европе. Но, например, маленьких городах Англии и в Китае совсем другая картина. Они приходят на балет в самой обычной одежде, заранее не готовятся, могут переговариваться в зале и кушать во время просмотра спектакля. Воспринимают поход в театр, как поход в кино.

- Существуют три основных мировых школ балетного танца – это русская, французская и американская. В чем их существенное отличие?

- В русской школе основное внимание уделяется рукам и музыке. Чтобы это был настоящий танец, чувственный и душевный, чтобы у зрителя захватывало дух. У русских балерин танцует каждая ресничка, нас учат актерскому мастерству. Преподаватели говорят «Вы в первую очередь артисты, а потом балета». У французов очень «чистый», то есть без ошибок, танец, большое внимание уделяется четкости движений ног, у них танец больше похож на кружево, очень мелкая техника. А Американцы больше уделяют внимание технике танца, все делают быстро, высоко прыгают, быстро крутятся, Для них это спорт, у них нет большой одухотворенности танца.

- К сожалению, век балерины короток, в среднем 20 лет. Чем вы планируете заниматься дальше?

- Честно говоря, не знаю. Хочется сейчас многое успеть, сыграть как можно больше ролей, достичь высот. Обычно, у артистов балета несколько специальностей, причем некоторые даже абсолютно не связанны с искусством и балетом. Кто-то получает образование экономиста, кто-то юриста и так далее. Часто, балерины после своей пенсии, а это в среднем 35 лет, остаются преподавать в театре. Но, я бы, наверное, не смогла преподавать, потому что ты больше не выйдешь на сцену перед зрителем, не почувствуешь этих эмоций, адреналина. Поэтому пока, мне сложно дать четкий ответ. Может быть, это была бы журналистика или что-то связанное с искусством.

Фотогалерея:

1 Анна Гермизеева 2 Анна Гермизеева в балете "Щелкунчик" 3 Анна Гермизеева на репетиции 4 Анна Гермизеева в балете "Щелкунчик" 5 Анна Гермизеева 6 Анна Гермизеева в балете "Спящая красавица" 7 Анна Гермизеева в балете "Щелкунчик" 8 Анна Гермизеева